ГОСТ Р 70138-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Термины и определения
Means of education and upbringing. Terms and definition
ОКС 97.190
03.180
01.020
Дата введения 2023-01-01
1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" (Ассоциация "АИДТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 "Игрушки и товары для детства"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2022 г. N 633-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к средствам обучения и воспитания.
Перечень терминов, приведенных в настоящем стандарте, не является исчерпывающим и не ограничивает терминологию, используемую в области обучения и воспитания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Необходимые пояснения к терминам приведены в примечаниях.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".
Термины-синонимы без пометы "Нрк" приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения к средствам обучения и воспитания, которые применяют в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Понятия и термины применимы к средствам обучения и воспитания, которые используют в образовательных организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в сфере действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ во всех видах документации, относящейся к средствам обучения и воспитания.
Общие термины и определения
1
обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. |
2
воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. |
3 средства обучения и воспитания: Объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Пример - К средствам обучения и воспитания относятся: приборы, оборудование, в том числе оборудование для обучения трудовым процессам, тренажеры для профессионального обучения, приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, модели, макеты и аналогичные демонстрационные изделия, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты и материалы (в том числе музыкальные и художественные), учебно-наглядные, методические пособия и школьно-письменные принадлежности, игровые средства обучения, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
4 безопасность средств обучения и воспитания: Соответствие всех элементов безопасности средств обучения и воспитания требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, включая коллективное (групповое) применение.
5
образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. |
6
общее образование: Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. |
7 дистанционное образование: Образование, реализуемое, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
8
дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. |
9
инклюзивное образование: Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. |
10
образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных законодательством случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. [Адаптировано из [1], глава 1, статья 2, пункт 9] |
11 дистанционная образовательная технология: Образовательная технология, реализуемая, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
12 дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
13
обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу. |
14
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. |
15 инфраструктура образовательной организации: Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования общеобразовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.
16
образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. |
17 образовательная среда: Совокупность всех видов жизненно важных отношений и систем взаимодействия обучающихся, педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность раскрытия интересов и способностей личности, в соответствии с присущими каждому природными задатками и требованиями возрастной социализации, определяющих безопасность, комфорт и благополучие участников образовательных отношений.
18 образовательное пространство: Помещение, территория или их совокупность и группировка, обеспечивающие определение физических и (или) символических границ для осуществления образовательной деятельности и коммуникации участников образовательных отношений.
19
педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. |
20 персональное компьютерное устройство: Средство вычислительной техники (планшетный компьютер, ноутбук, персональный компьютер и т.д.), используемое в образовательном процессе.
21 принцип использования средств обучения: Основа для учета возрастных и психологических особенностей обучающихся и гармоничного использования разнообразных средств обучения для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка.
Примечание - Комплексное и целенаправленное воздействие на эмоции, сознание и поведение ребенка может осуществляться через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях, дидактические цели и принципы дидактики (принцип наглядности, доступности и т.д.), сотворчество педагога и обучающегося, а также приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
22 развивающая предметно-пространственная среда: Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей различного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
23 средство для обеспечения образовательной деятельности: Объекты, созданные человеком для помощи в обеспечении образовательной деятельности (мебель, системы хранения, спортивный инвентарь).
24 техносреда: Методическое обеспечение, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественно-научному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и социальному взаимодействию.
Примечание - Наполнение техносреды:
- игры математического содержания;
- конструкторы;