В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 альтернативная и дополнительная коммуникация; АДК: Различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникации, которые разрабатывают для детей, у которых по каким-то причинам отсутствует или затруднена звучащая речь.
3.2 альтернативная коммуникация: Все виды неголосового общения, такие как коммуникация с использованием тела (жестов, мимики, движений), коммуникация через визуальные образы (письмо, символы, пиктограммы, изображения), коммуникация через тактильные ощущения.
3.3 дополнительная коммуникация: Использование специальных средств коммуникации в дополнение к устной речи.
3.4 близкий взрослый: Взрослый человек, с которым у ребенка формируются отношения привязанности.
3.5 визуальная и тактильная поддержка: Символы, помогающие ребенку ориентироваться в пространстве, времени, последовательности событий или действий.
3.6 депривация: Психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.
Примечание - Выделяют сенсорную, социально-психическую и другие виды депривации [1].
3.7 жизненные компетенции: Навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы ребенку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
3.8
инвалид: Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. |
3.9 позиционирование: Подбор безопасных поз и режима их смены для ребенка с двигательными нарушениями, препятствующих появлению вторичных осложнений.
3.10 привязанность: Эмоциональная связь между ребенком и основным заботящимся о нем лицом.
Примечание - Привязанность, как правило, формируется в период младенчества, но имеет влияние на развитие и качество жизни ребенка и в течение следующих возрастных периодов.
3.11 развивающая среда: Физические и психологические условия в окружении ребенка для его эмоционально-личностного и когнитивного развития, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации и саморегуляции.
3.12
ребенок-инвалид: Лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом. [ГОСТ Р 52495-2005, статья 2.4.17] |
3.13 совместно-разделенное внимание: Синхронизация внимания между двумя или более людьми (взрослыми и детьми), которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем объекте и одновременно учитывают друг друга.
Примечание - Способность к совместно-разделенному вниманию - это способность смотреть на то, на что смотрит другой человек и понимать, что у другого человека свой зрительный опыт.
3.14 социальная интеграция (интеграция в социуме, в обществе): Двусторонний процесс, направленный на социальную адаптацию ребенка или взрослого с нарушениями развития к общей системе социальных отношений и взаимодействий, а также на перестройку общества в соответствии с нуждами и потребностями таких людей.
3.15 тяжелые множественные нарушения развития; ТМНР: Врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, обусловленных наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.
Примечание - ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности.