Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34830-2022 Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук

Введение


Главным активом в сфере науки для дальнейшего развития государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) остается накопленный в государственных академиях наук научно-технический потенциал результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, проводимых при бюджетном финансировании. В составе современного имущественного комплекса академий наук эти объекты и права на них не всегда учтены, что чревато возможностью их полной утраты.

При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности (ИС) в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что в свою очередь будет усиливать конкуренцию в этой сфере, в т.ч. недобросовестную.

Основной правовой формой отношений между государственными академиями наук, заказчиками и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в т.ч. органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, на оказание научных, научно-технических и иных услуг, а также договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности. На основе указанных договоров (контрактов) выполняют научные исследования и осуществляют экспериментальные разработки для государственных нужд. Однако, как правило, в этих договорах не отражены экономические и правовые механизмы легального использования на возмездной основе предшествующей ИС, что не способствует инновационной мотивации участников этого процесса (автора - через вознаграждение, правообладателя - через роялти, заказчика/инвестора - через снижение себестоимости инновационной продукции).

Цели и задачи обеспечения национальной и евразийской конкурентоспособности в научно-технической сфере в странах ЕАЭС и СНГ обуславливают необходимость совершенствования механизмов, правил и процедур управления ИС, что предопределяет актуальность настоящего стандарта в соответствии с ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2.

Под управлением ИС понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и их использование в экономической деятельности, включая:

- государственное воздействие на управленческую деятельность, осуществляемое преимущественным образом через формирование системы заказов;

- установление правил распределения и оформления прав на ОИС, их использования и распоряжения, а также защиты в ходе осуществления экономической деятельности (в т.ч. на уровне локальных нормативных актов и стандартов организации);

- организацию учета, оценки и использования ИС, в т.ч. для целей капитализации, налогообложения и коммерциализации;

- создание системы управления рисками в сфере ИС;

- разработку и применение системы показателей аудита эффективности правовой охраны, оборота и правовой защиты ИС;

- подготовку/переподготовку кадров в сфере ИС;

- обеспечение координации и контроля на всех этапах жизненного цикла ИС.

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении трех самостоятельных сфер общественных отношений, связанных с ИС, академической наукой и управлением.

Для первой области ИС необходимо отметить следующие ее базовые черты применительно к академической науке, определяющие особенности правовых режимов ее правовой охраны и использования: