Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34830-2022

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Интеллектуальная собственность

УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Intellectual property. Management in the state academy of sciences



МКС 03.140

Дата введения 2022-08-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 550 "Интеллектуальная собственность"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 марта 2022 г. N 149-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2022 г. N 291-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34830-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2022 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Главным активом в сфере науки для дальнейшего развития государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) остается накопленный в государственных академиях наук научно-технический потенциал результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, проводимых при бюджетном финансировании. В составе современного имущественного комплекса академий наук эти объекты и права на них не всегда учтены, что чревато возможностью их полной утраты.

При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности (ИС) в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что в свою очередь будет усиливать конкуренцию в этой сфере, в т.ч. недобросовестную.

Основной правовой формой отношений между государственными академиями наук, заказчиками и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в т.ч. органами исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, на оказание научных, научно-технических и иных услуг, а также договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности. На основе указанных договоров (контрактов) выполняют научные исследования и осуществляют экспериментальные разработки для государственных нужд. Однако, как правило, в этих договорах не отражены экономические и правовые механизмы легального использования на возмездной основе предшествующей ИС, что не способствует инновационной мотивации участников этого процесса (автора - через вознаграждение, правообладателя - через роялти, заказчика/инвестора - через снижение себестоимости инновационной продукции).

Цели и задачи обеспечения национальной и евразийской конкурентоспособности в научно-технической сфере в странах ЕАЭС и СНГ обуславливают необходимость совершенствования механизмов, правил и процедур управления ИС, что предопределяет актуальность настоящего стандарта в соответствии с ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2.

Под управлением ИС понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и их использование в экономической деятельности, включая:

- государственное воздействие на управленческую деятельность, осуществляемое преимущественным образом через формирование системы заказов;

- установление правил распределения и оформления прав на ОИС, их использования и распоряжения, а также защиты в ходе осуществления экономической деятельности (в т.ч. на уровне локальных нормативных актов и стандартов организации);

- организацию учета, оценки и использования ИС, в т.ч. для целей капитализации, налогообложения и коммерциализации;

- создание системы управления рисками в сфере ИС;

- разработку и применение системы показателей аудита эффективности правовой охраны, оборота и правовой защиты ИС;

- подготовку/переподготовку кадров в сфере ИС;

- обеспечение координации и контроля на всех этапах жизненного цикла ИС.

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении трех самостоятельных сфер общественных отношений, связанных с ИС, академической наукой и управлением.

Для первой области ИС необходимо отметить следующие ее базовые черты применительно к академической науке, определяющие особенности правовых режимов ее правовой охраны и использования:

- проведение разграничения между охраняемыми, охраноспособными и неохраняемыми объектами в сфере академической науки;

- формализация РИД;

- абсолютный и исключительный характер действия исключительного права на ОИС;

- территориальная и временная ограниченность действия исключительного права;

- связь с личными интересами автора и значимыми общественными интересами.

Для второй области (академической науки) следует отметить следующие ее базовые черты, предопределяющие особенности правового статуса основных субъектов отношений в этой сфере применительно к ИС и управления ею:

- многообразие сфер и видов научной деятельности с преобладанием фундаментальных и поисковых научных исследований, где не всегда очевидно создание потенциальных объектов ИС;

- возрастание в секторе академической науки доли прикладных научных исследований (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач) и проблемно-ориентированных научных исследований (исследования, направленные на решение проблем и получение результатов, потенциально пригодных для относительно широкого применения, которые при положительном результате могут быть использованы при создании определенного спектра технологий и продуктов);

- многоплановость тем научных исследований и получаемых результатов (от искусства и экономики до медицины, сельского хозяйства и архитектуры);

- преобладание государственного заказа и бюджетного финансирования при проведении научных исследований;

- реорганизация системы управления академической наукой.

Управление реализуется через государственную научно-техническую политику и должно способствовать: развитию отечественного промышленного наукоемкого производства; преумножению научно-технического потенциала страны; созданию и введению в гражданский оборот отечественной конкурентоспособной инновационной и высокотехнологичной продукции, основанной на инновационных технологиях; формированию благоприятного экономического климата, направленного на импортозамещение и повышение конкурентоспособности национальной экономики и роста общественного благосостояния; развитию инновационных подходов в творческих областях индустрии, прежде всего в области науки, литературы и искусства.

К основным задачам стандартизации, направленным на достижение указанной цели, относятся:

- создание условий (предпосылок) для обеспечения экономической и технологической безопасности, а также минимизации рисков и повышения экономической значимости использования ОИС при реализации инновационных проектов, в т.ч. при бюджетном финансировании;

- обеспечение гибкости системы процедур и правил (широкого выбора вариантов управления имущественными правами);

- регламентация процедур согласования интересов участников отношений, возникающих при выполнении различных по уровню и сферам научных исследований в государственных академиях наук;

- выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;

- выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы управления рисками в указанной сфере в целом;

- обеспечение эффективности учетной политики и повышение уровня коммерциализации имущественных прав на РИД, полученные в академической науке, в т.ч. принадлежащие государству, при управлении ИС в государственных академиях наук.

При высоком уровне коллизионности национального законодательства государств - членов ЕАЭС и государств - участников СНГ (далее - национальное законодательство) в сфере ИС, в т.ч. на межгосударственном уровне права ЕАЭС положения настоящего стандарта как акта добровольного использования могут быть применены с учетом специфики национального законодательства в части, не противоречащей ему, что не исключает их применения при совершенствовании этого законодательства.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на область управления ИС в сфере академической науки и устанавливает общие правила и процедуры по управлению ИС в государственных академиях наук, как во внешних отношениях с органами государственной власти и организациями, так и внутри академий наук между академическими структурами.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.0 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.2 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ГОСТ 7.32 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 апробация результатов научных исследований: Вид научной деятельности, состоящий в проведении проверки результатов научных исследований в целях установления их пригодности для достижения конкретных целей.

3.2 государственная научно-техническая политика: Составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

3.3 научно-технологическая деятельность: Научная (научно-исследовательская), научно-техническая и инновационная деятельность, выполнение исследований и разработок, реализация научных и (или) научно-технических проектов, использование полученных научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе коммерциализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

3.4 научная [научно-исследовательская] деятельность: Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, в том числе фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования.

3.5 фундаментальные научные исследования: Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, проводимая научными организациями и образовательными организациями высшего образования, не подразумевающая в явном виде ориентацию на конкретную область практического применения полученных результатов.

3.5.1 чистые фундаментальные исследования: Исследования, которые проводят для получения новых знаний, но при этом отсутствуют цели получения долгосрочных экономических или социальных эффектов, применения результатов исследований для решения практических задач или их передачи в те сферы, в которых они могут быть применимы.

3.5.2 ориентированные фундаментальные исследования: Исследования, которые проводятся для создания широкой базы знаний, обеспечивающей решение существующих или возможных проблем, и которые ориентированы на определенные сферы общих интересов с выраженной (неконкретной) целью применения полученных результатов в будущем.

3.6 прикладные научные исследования: Исследования, которые направлены преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач и определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.

3.7 поисковые научные исследования: Исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

3.8 научно-техническая деятельность: Деятельность, направленная на применение новых знаний, полученных в ходе научно-исследовательской деятельности, преимущественно путем проведения экспериментальных разработок, в интересах решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs