Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34829-2022 Интеллектуальная собственность. Таможенная защита

Введение


Регулирование отношений в области таможенной защиты интеллектуальной собственности (ИС) носит сложный и многоуровневый характер. В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вступления государств - участников СНГ и государств - членов ЕАЭС во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также участия всех государств - участников СНГ в деятельности Всемирной таможенной организации (ВТАМО), создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и межгосударственного объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС) формируется многоуровневая система таможенной защиты ИС.

Таможенная защита ИС осуществляется на основе норм международного права, межгосударственных договоров и соглашений ЕАЭС и СНГ, национального законодательства государств - членов ЕАЭС и государств - участников СНГ (далее - национальное законодательство).

На международном уровне эти отношения регулируются нормами конвенций и соглашений, где, например, для ВТО одним из основных является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС), в котором разработаны нормы, принципы, касающиеся наличия, объема и использования ИС, а также процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей.

К актам наднационального уровня относятся договоры, соглашения и регламенты государств - членов ЕАЭС [1]-[8], а также межгосударственные соглашения и договоры, принятые в СНГ [9]-[14].

При этом если к целям ЕАЭС отнесено "стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза", то в рамках функционирования ЕАЭС регулируется только рынок товаров. В то же время рынок ИС не заявлен в качестве самостоятельного сегмента рыночных отношений во внешней торговле, а область ИС не отнесена к перечню исключений из порядка функционирования единого внутреннего рынка товаров.

Согласно ТК ЕАЭС [2] (статья 351) обеспечение защиты прав на объекты ИС на таможенной территории ЕАЭС является одной из основных функций таможенных органов.

Обеспечение защиты ИС на территории ЕАЭС является одной из основных задач таможенных органов [1] (приложение N 1, статья 351).

На национальном уровне каждое государство - член ЕАЭС имеет право применять свои правила при условии, что они не противоречат нормам права ЕАЭС (например, ТК ЕАЭС). При этом национальным законодательством государств - членов ЕАЭС может быть установлен больший правовой режим охраны объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и защиты прав на ОИС, чем это предусмотрено правом ЕАЭС.

В то же время для государств - участников СНГ, не входящих в ЕАЭС, эти нормы не являются обязательными, что обуславливает высокий уровень коллизий в практике таможенной защиты и необходимость принятия дополнительных межгосударственных соглашений и правовых актов по унификации регулирования этих процессов.

В соответствии с Соглашением СНГ [12] государства осуществляют разработку и реализацию мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны и защиты ИС, на создание механизмов противодействия производству и распространению контрафактной продукции, нарушению прав на ОИС, в том числе в сети Интернет, а также разрабатывают методики выявления, пресечения и раскрытия данной категории правонарушений. Согласно Плану мероприятий [15] предусмотрено совершенствование информационного взаимодействия с целью борьбы с трансграничным перемещением контрафактных товаров, включая разработку порядка и механизма обмена такой информацией.

Согласно Договору о ЕАЭС [1] и Договору ЕАЭС о координации действий [5] сотрудничество государств - членов ЕАЭС в сфере ИС осуществляется для гармонизации законодательства государств - членов в сфере охраны и защиты прав на ОИС и защиты интересов правообладателей по основным направлениям, включая осуществление скоординированных мер, направленных на защиту прав на ОИС на таможенной территории ЕАЭС, предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

Существующие механизмы защиты ИС и противодействия обороту контрафактной продукции не позволяют обеспечить ее на должном уровне, что приводит: к потерям национального бюджета, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, сокращению количества рабочих мест, нанесению вреда жизни и здоровью населения, перемещению части сделок в теневой сектор, снижению инвестиционной привлекательности государств - членов ЕАЭС и государств - участников СНГ. При наличии на рынке высокого уровня контрафактных товаров национальные производители теряют не только часть прибыли, но и репутацию компаний, что впоследствии выражается также в экономических потерях.

В этих условиях меры, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза/вывоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером и основным инструментом защиты прав авторов, правообладателей, потребителей и государства при перемещении товаров, содержащих ОИС, через национальную государственную границу государств - участников СНГ, а также через таможенную границу ЕАЭС [2], [5], [11].

Целью настоящего стандарта является применение единых подходов к совершенствованию правил и процедур таможенной защиты ИС на основе урегулирования выявленных противоречий и коллизий в рамках его области применения с учетом ограничений, установленных международным правом, правом ЕАЭС и национальным законодательством.