Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34829-2022

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Интеллектуальная собственность

ТАМОЖЕННАЯ ЗАЩИТА

Intellectual property. Customs protection



МКС 03.140

Дата введения 2022-08-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 550 "Интеллектуальная собственность"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 марта 2022 г. N 149-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2022 г. N 290-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34829-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2022 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Регулирование отношений в области таможенной защиты интеллектуальной собственности (ИС) носит сложный и многоуровневый характер. В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вступления государств - участников СНГ и государств - членов ЕАЭС во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также участия всех государств - участников СНГ в деятельности Всемирной таможенной организации (ВТАМО), создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и межгосударственного объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС) формируется многоуровневая система таможенной защиты ИС.

Таможенная защита ИС осуществляется на основе норм международного права, межгосударственных договоров и соглашений ЕАЭС и СНГ, национального законодательства государств - членов ЕАЭС и государств - участников СНГ (далее - национальное законодательство).

На международном уровне эти отношения регулируются нормами конвенций и соглашений, где, например, для ВТО одним из основных является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС), в котором разработаны нормы, принципы, касающиеся наличия, объема и использования ИС, а также процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей.

К актам наднационального уровня относятся договоры, соглашения и регламенты государств - членов ЕАЭС [1]-[8], а также межгосударственные соглашения и договоры, принятые в СНГ [9]-[14].

При этом если к целям ЕАЭС отнесено "стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза", то в рамках функционирования ЕАЭС регулируется только рынок товаров. В то же время рынок ИС не заявлен в качестве самостоятельного сегмента рыночных отношений во внешней торговле, а область ИС не отнесена к перечню исключений из порядка функционирования единого внутреннего рынка товаров.

Согласно ТК ЕАЭС [2] (статья 351) обеспечение защиты прав на объекты ИС на таможенной территории ЕАЭС является одной из основных функций таможенных органов.

Обеспечение защиты ИС на территории ЕАЭС является одной из основных задач таможенных органов [1] (приложение N 1, статья 351).

На национальном уровне каждое государство - член ЕАЭС имеет право применять свои правила при условии, что они не противоречат нормам права ЕАЭС (например, ТК ЕАЭС). При этом национальным законодательством государств - членов ЕАЭС может быть установлен больший правовой режим охраны объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и защиты прав на ОИС, чем это предусмотрено правом ЕАЭС.

В то же время для государств - участников СНГ, не входящих в ЕАЭС, эти нормы не являются обязательными, что обуславливает высокий уровень коллизий в практике таможенной защиты и необходимость принятия дополнительных межгосударственных соглашений и правовых актов по унификации регулирования этих процессов.

В соответствии с Соглашением СНГ [12] государства осуществляют разработку и реализацию мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны и защиты ИС, на создание механизмов противодействия производству и распространению контрафактной продукции, нарушению прав на ОИС, в том числе в сети Интернет, а также разрабатывают методики выявления, пресечения и раскрытия данной категории правонарушений. Согласно Плану мероприятий [15] предусмотрено совершенствование информационного взаимодействия с целью борьбы с трансграничным перемещением контрафактных товаров, включая разработку порядка и механизма обмена такой информацией.

Согласно Договору о ЕАЭС [1] и Договору ЕАЭС о координации действий [5] сотрудничество государств - членов ЕАЭС в сфере ИС осуществляется для гармонизации законодательства государств - членов в сфере охраны и защиты прав на ОИС и защиты интересов правообладателей по основным направлениям, включая осуществление скоординированных мер, направленных на защиту прав на ОИС на таможенной территории ЕАЭС, предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

Существующие механизмы защиты ИС и противодействия обороту контрафактной продукции не позволяют обеспечить ее на должном уровне, что приводит: к потерям национального бюджета, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, сокращению количества рабочих мест, нанесению вреда жизни и здоровью населения, перемещению части сделок в теневой сектор, снижению инвестиционной привлекательности государств - членов ЕАЭС и государств - участников СНГ. При наличии на рынке высокого уровня контрафактных товаров национальные производители теряют не только часть прибыли, но и репутацию компаний, что впоследствии выражается также в экономических потерях.

В этих условиях меры, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза/вывоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером и основным инструментом защиты прав авторов, правообладателей, потребителей и государства при перемещении товаров, содержащих ОИС, через национальную государственную границу государств - участников СНГ, а также через таможенную границу ЕАЭС [2], [5], [11].

Целью настоящего стандарта является применение единых подходов к совершенствованию правил и процедур таможенной защиты ИС на основе урегулирования выявленных противоречий и коллизий в рамках его области применения с учетом ограничений, установленных международным правом, правом ЕАЭС и национальным законодательством.

Предметная область регулирования в этой сфере определяется пересечением двух самостоятельных областей общественных отношений, связанных с ИС и таможенной защитой в рамках общих процессов евразийской интеграции.

В первой области отношений ИС во внимание должны быть приняты только охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации, права на которые подпадают под режим таможенной защиты сточки зрения международного права [объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания/наименования мест происхождения товаров; товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС)], а также процедуры, обеспечивающие управление рисками при таможенной защите соответствующих прав (исключительные права, личные неимущественные права, иные права) на такие объекты. Кроме того, в части указанных процедур требуются механизмы, обеспечивающие защиту от недобросовестной конкуренции.

Вторую область отношений - таможенную защиту - характеризует, в частности:

несоответствие между формой таможенной защиты как разновидностью правовой защиты и ее содержанием, которое сводится в основном к таможенному контролю;

различие правовых основ и методологических подходов к организации таможенной защиты на международном, межгосударственном и национальном уровнях в этой сфере, в т.ч. при признании таких товаров контрафактными;

отсутствие единых процедур и правил участия в таможенной защите организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе;

отсутствие единых процедур и правил ценообразования при таможенном декларировании перемещаемых через таможенную границу товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Целью таможенной защиты ИС является противодействие перемещению контрафактных товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также через национальную таможенную границу государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), не являющихся членами ЕАЭС, в целях содействия развитию рынка ИС как условия инновационного развития.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решать следующие задачи:

- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ЕТРОИС) (на основании заявлений правообладателей);

- проведение таможенного контроля и контроля после выпуска товара в целях выявления нарушения таможенного и иного законодательства;

- мониторинг перемещения товаров, содержащих ОИС;

- взаимодействие с правообладателями и их представителями по вопросам определения контрафактности товара и защиты их прав;

- взаимодействие с другими органами исполнительной власти и специализированными организациями по вопросам защиты ИС;

- осуществление межгосударственного взаимодействия и координации по вопросам защиты ИС.

Основными задачами настоящего стандарта с учетом положений ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2, ГОСТ 1.5 являются:

- формирование единообразного понятийного аппарата, относящегося к таможенной защите ИС;

- выработка общих положений для процедур и правил, позволяющих обеспечить создание условий формирования и развития системы эффективной таможенной защиты ИС на национальном и межгосударственном уровнях.

При высоком уровне коллизионности национального законодательства в сфере ИС, в т.ч. на межгосударственном уровне, и права ЕАЭС настоящий стандарт при его добровольном применении может помочь в качестве регулятора мягкой силы в гармонизации процедур и правил в этой области отношений на постсоветском пространстве с учетом норм международного права [11] и специфики национального законодательства.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на сферу защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), содержащиеся в товарах, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также через национальную таможенную границу государств - участников СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, ввоз/вывоз которых либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение исключительных и иных прав правообладателей в соответствии с таможенным законодательством и законодательством в сфере интеллектуальной собственности.

Настоящий стандарт может быть также применен при реализации требований технических регламентов, принятых в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции на таможенной территории ЕАЭС, которая наиболее часто с учетом практики, в том числе таможенных органов, содержит признаки контрафактной продукции [16]-[32].

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1.0 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.2 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 7.11 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках

ГОСТ 7.32 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 декларант: Физическое или юридическое лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, содержащие объект(ы) интеллектуальной собственности, права на которые подлежат таможенной защите.

3.2 правообладатель: Физическое или юридическое лицо, обладающее на законных основаниях исключительными правами на ОИС, используемые в товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС или национальную таможенную границу государства - участника СНГ и подлежащих таможенной защите в соответствии с национальным законодательством.

3.3 заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: Документ, направляемый в уполномоченный орган таможенной защиты правообладателем, имеющим достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его исключительных прав на охраняемые в соответствии с национальным законодательством ОИС и подлежащие таможенной защите в связи с ввозом/вывозом товаров в страну или из страны либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».