6.1 Социально-экономическая характеристика района экономических изысканий и зоны непосредственного тяготения
6.1.1 Социально-экономическую характеристику разрабатывают для района экономических изысканий и зоны непосредственного тяготения с учетом роли объекта проектирования в обеспечении транспортных связей.
6.1.2 В состав района экономических изысканий рекомендуется включать субъект Российской Федерации, на территории которого расположен объект проектирования, в случае если объект проектирования обслуживает внутрирегиональные транспортные связи. Если объект проектирования обслуживает транспортные связи нескольких субъектов Российской Федерации, требуется включение данных субъектов Российской Федерации в район экономических изысканий. Если объект проектирования обслуживает транспортные связи одного муниципального образования, допустимо не выделять район экономических изысканий и разрабатывать социально-экономическую характеристику только для зоны непосредственного тяготения.
6.1.3 Зоной непосредственного тяготения является территория, примыкающая к объекту проектирования, на которой располагаются населенные пункты и хозяйствующие субъекты, транспортные связи которых будут обслуживаться с использованием рассматриваемого объекта. Зона непосредственного тяготения, как правило, ограничивается крупными естественными рубежами или ближайшими автомобильными дорогами той же или более высокой категории, имеющими такое же или более важное административное и хозяйственное значение.
6.1.4 При анализе транспортных связей с целью корректного определения района экономических изысканий и зоны непосредственного тяготения необходимо учитывать транспортные закономерности, оказывающие влияние на интенсивность и состав движения (преобладание транзитных потоков, маятниковая миграция, преобладание отдельных типов транспортных средств, транспортное обслуживание отдельных объектов и т.д.).
6.1.5 При разработке социально-экономической характеристики оценивают социально-экономическое положение территории на отчетный год и выполняют сбор и анализ ретроспективных показателей. Сбор и анализ ретроспективных показателей проводят не менее чем за 5-летний период, включая отчетный год. За отчетный принимают год, предшествующий году проведения экономических изысканий. При наличии данных о ранее проведенных экономических изысканиях старше одного года рекомендуется их актуализация.
6.1.6 Ретроспективные показатели за ряд лет должны быть проанализированы в сопоставимом виде. Должны быть указаны показатели предыдущих лет в денежном выражении в сопоставимых ценах или приведены индексы физического объема.
6.1.7 Социально-экономическая характеристика района экономических изысканий
6.1.7.1 Оценка социально-экономического положения территории за отчетный год включает:
- исследование экономико-географического положения района экономических изысканий, характеристики его планировочной структуры; выявление особенностей географического положения района экономических изысканий и его влияния на развитие транзитных, межрегиональных и международных связей;
- анализ размещения крупнейших предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, расположения транспортных узлов; размещения особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития;
- исследование состояния индустрии туризма и рекреации (памятники истории и архитектуры, средства размещения и их емкость, число туристов, российских и иностранных, туристические маршруты и др.).
6.1.7.2 Сбор и анализ ретроспективных показателей включает:
- исследование динамики демографического развития и расселения населения (такие показатели как численность населения, в том числе городское население, сельское население, рождаемость, смертность, естественный прирост/убыль, миграционный прирост/убыль и др.);