Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 17742-2022 Расчет энергетической эффективности и экономии энергии для стран, регионов и городов

     4.1.3 Выбор показателя и определение экономии энергии

Выбор показателей может определять то, что будет включать в себя экономия энергии. Например, для перевозок людей (см. A.4.2) выбор может быть сделан между:

- потреблением топлива на человеко-километр на легковом автомобиле;

- потреблением топлива на километр пробега легкового автомобиля;

- годовым потреблением топлива на легковой автомобиль.

В первом примере на значение показателя влияет среднее количество человек, приходящееся на одну поездку в легковом автомобиле. В рассчитываемой экономии энергии учитывается экономия энергии, вызванная политикой стимулирования совместного использования легковых автомобилей. Во втором примере это не так. В третьем примере использование топлива не корректируется в зависимости от изменений годового количества километров пробега, приходящихся на один легковой автомобиль. Поэтому экономия энергия*, вызванная политикой уменьшения использования легковых автомобилей, будет частью рассчитываемой экономии энергии. В то же время самостоятельный тренд увеличения использования легковых автомобилей вносит отрицательный вклад в рассчитываемую экономию энергии.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Возможны более сложные показатели, которые учитывают вес легкового автомобиля, изменения в использовании воздушного кондиционирования и режимы движения (например, из-за дорожных заторов). Если акцент делается только на технической эффективности, коррекции должны быть сделаны с учетом всех факторов, за исключением эффективности двигателя и трансмиссии, аэродинамической конструкции с низким сопротивлением и использования легких конструкционных материалов. В этом случае другие факторы представляют собой структурные эффекты.

Если акцент делается также и на ограничении использования легковых автомобилей (например, путем транспортного перераспределения за счет стимулирования использования велосипедов или общественного транспорта), то более подходящим показателем является потребление топлива на человеко-километр на всех видах транспорта (см. A.4.3 о транспортном перераспределении).

В изложенном далее общем порядке расчета экономии энергии на основе рассмотрения показателей не представлен выбор подходящего показателя. Пользователь стандарта должен решить, какой вид показателя наиболее подходит для предмета внимания и определения экономии энергии. В зависимости от этого выбора должны быть осуществлены коррекции с учетом факторов, которые отнесены к структурным эффектам в данном конкретном случае.

В некоторых случаях выбор альтернативных показателей зависит не только от предмета внимания и предпочтительной области экономии энергии, но и от доступности данных. Например, для стран, не имеющих отдельных данных об отоплении, альтернативным показателем, например, может быть потребление всей неэлектрической энергии на жилые помещения. Применение альтернативных показателей оправдано тем, что это позволяет каждой стране применять по крайней мере хотя бы один показатель для проведения оценки экономии энергии. Конечно же, это будет являться компромиссом в отношении точности рассчитанной экономии энергии.