Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 17742-2022 Расчет энергетической эффективности и экономии энергии для стран, регионов и городов

     3.2.2 Вклад в изменение различных видов экономии энергии

На рисунке 3 показано, как изменение потребления энергии за период (обозначение "10") может быть разделено на различные составляющие. Потребление энергии в базисном году (обозначение "2") изменяется из-за объемного эффекта (обозначение "6"), структурного эффекта (обозначение "7") и общей экономии энергии (обозначение "8"), определяя текущее потребление энергии (обозначение "9") для расчетного года.

 

1 - потребление энергии (единиц); 2 - базисный год; 3 - расчетный год; 4 - потребление энергии в базисном году; 5 - энергетический тренд (в зависимости от социально-экономической деятельности); 6 - объемный эффект; 7 - структурный эффект; 8 - общая экономия энергии; 9 - потребление энергии в расчетном году; 10 - наблюдаемое изменение в потреблении энергии; 11 - самостоятельно возникающая экономия энергии; 12 - экономия энергии от преднамеренных действий; 13 - прямая экономия энергии от политик; 14 - косвенная экономия энергии от политик

Рисунок 3 - Декомпозиция изменения потребления энергии, включая политически вызванную/преднамеренную экономию энергии

Общая экономия энергии далее может быть разделена на самостоятельно возникающую экономию энергии (обозначение "11"), преднамеренную экономию энергии (обозначение "12") и прямую или косвенную экономию энергии от политик (обозначения "13" и "14").

Самостоятельно возникающая экономия энергии возникает без преднамеренного вмешательства для экономии энергии со стороны самих потребителей или политических деятелей. Технологии могут развиваться даже без какой-либо политики, например, внедрение гибридных транспортных средств или производство продукции основной химии при более низких температурах с использованием катализаторов.

Экономия энергии благодаря политическим мерам называется политически вызванной экономией энергии. Она важна с точки зрения результативности политики (см. 3.2.3.1). Политика может иметь прямой результат (обозначение "13"), например, национальные стандарты, посвященные максимальному потреблению энергии бытовыми приборами. Или политика может иметь косвенный результат (обозначение "14"), например, требования, предъявляемые к другим организациям (к примеру, снижение значения предельной скорости, осуществляемое по соображениям безопасности, приводит к экономии энергии).

Другой вид экономии энергии может быть достигнут заинтересованными сторонами, такими как социально ответственные коммерческие организации, неправительственные организации или города, по их собственному желанию. Эта преднамеренная экономия энергии (обозначение "12") не является ни самостоятельно возникающей, ни политически вызванной. Преднамеренные и политически вызванные виды экономии энергии могут частично совпадать, например, по причине того, что поведенческие изменения в отношении применения бытовых приборов имеют меньший эффект, когда бытовые приборы расходуют меньше электрической энергии из-за стандартов, устанавливающих минимальную энергетическую эффективность. Таким образом, рассмотренные три вида экономии энергии не суммируются для определения совокупного эффекта.

В случаях, когда политические меры по стимулированию экономии энергии действуют уже долгое время, определение границы между самостоятельно возникающей экономией энергии (обозначение "11") и политически вызванной/преднамеренной экономией энергии (обозначения "12", "13" и "14") может быть затруднено.