Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70050-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛОДКИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ

Общие технические требования

Aviation life boats. General technical requirements



ОКС 03.220.50

Дата введения 2022-07-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма Мнев и К" (ООО "ПКФ Мнев и К")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 416 "Гипербарическая техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 марта 2022 г. N 166-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к авиационным спасательным лодкам.

     

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ Р 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ Р 52638 Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Общие технические требования

ГОСТ Р 53446 (ИСО 6185-1:2001) Лодки надувные. Часть 1. Лодки с максимальной мощностью мотора 4,5 кВт

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53446, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авиационная спасательная лодка: Самоходная надувная конструкция, предназначенная для эвакуации людей с поверхности воды в коллективные спасательные средства (спасательные плоты) в случае вынужденной посадки на воду летательного аппарата, а также сброса ее в контейнерах с парашютными системами или беспарашютным способом с летящего воздушного судна с целью оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде, оснащенная парусом и веслами, способная маневрировать и двигаться в заданном направлении.

3.2 парусное вооружение: Совокупность парусов, рангоута и такелажа, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами.

     4 Технические требования

4.1 Основные показатели и/или характеристики (свойства)

4.1.1 Показатели назначения

4.1.1.1 Авиационная спасательная лодка (далее - лодка) предназначена для эвакуации людей с поверхности воды в коллективные спасательные средства (спасательные плоты) в случае вынужденной посадки на воду летательного аппарата, а также сброса ее в контейнерах с парашютными системами или беспарашютным способом с летящего воздушного судна с целью оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде.

4.1.1.2 Лодка должна управляться на веслах и под парусом, удерживаться против ветра и волн с помощью плавучего якоря.

4.1.1.3 Минимальный угол хода лодки к ветру под парусом должен быть не более 60°.

4.1.1.4 Конструкция лодки должна обеспечивать возможность приведения ее в рабочее состояние одним человеком.

4.1.1.5 Время наполнения лодки от баллона системы наполнения лодки газом (далее - система газонаполнения лодки) до рабочего давления и принятия своей расчетной формы и размеров не должно превышать 1 мин при температуре окружающей среды от плюс 18°С до плюс 20°С и не должно превышать 3 мин при температуре окружающей среды минус 30°С.

4.1.1.6 Конструкция парусного вооружения должна позволять пользователю ставить и убирать парус(а), не вставая на ноги.

4.1.2 Конструктивные требования

4.1.2.1 Общая масса лодки с такелажем и снаряжением не должна превышать 40 кг.

4.1.2.2 Все надувные камеры и силовые элементы из ткани должны быть защищены так, чтобы нетканевые детали не вызывали их протирания или износа как при уложенном, так и при наполненном состоянии лодки.

4.1.2.3 На бортах лодки должны быть полоски световозвращающего материала размером 530 см, установленные по наружной стороне борта на расстоянии не более 80 см друг от друга, видимые как с надводного судна, так и с воздушного судна.

4.1.2.4 Конструкция чехла лодки должна предусматривать узлы крепления парашютной системы для ее десантирования с воздушного судна, а также (по требованию заказчика) крепления контейнера с дополнительным оборудованием (подвесным мотором, бензином и другим имуществом). В случае комплектации лодки подвесным мотором, конструкция лодки должна предусматривать крепление мотора, топливного бака и дельных вещей.

Лодка, упакованная в чехле, должна обладать плавучестью на поверхности воды не менее 30 мин.

4.1.2.5 Вместимость

Номинальную вместимость лодки следует определять одним из нижеприведенных способов из расчета, не менее:

- 0,375 м днища кокпита (с учетом площади передней банки) на человека;

- 0,12 м на человека - объем главных камер плавучести (бортов, без учета кормовой банки) в надутом до минимального рабочего давления состоянии.

Принимают меньшее значение вычисленного количества человек.

Перегрузочную вместимость лодки следует определять из расчета, не менее:

- 0,22 м на человека, с учетом площади передней банки и кормовой банки, на которой сидят рулевые;

- 0,12 м на человека - объем всех камер плавучести (включая днище, переднюю и кормовую банки) в надутом до минимального рабочего давления состоянии.

Принимают меньшее значение вычисленного количества человек.

4.1.2.6 Плавучесть

При расчете плавучести массу одного человека со снаряжением принимают равной 100 кг.

Главная камера плавучести (борт) должна быть разделена не менее чем на три отдельных отсека, заполняемых каждый через свой собственный обратный клапан (клапан поддува). Камеры плавучести должны быть расположены так, чтобы при повреждении одного любого отсека или если какой-либо отсек не будет надут, неповрежденные отсеки могли поддерживать лодку на плаву с положительным надводным бортом по всему периметру при перегрузочной нагрузке лодки.

Лодка, загруженная до номинальной вместимости, должна иметь высоту борта над водой не менее 305 мм при всех наполненных камерах борта до минимального рабочего давления.

Лодка, загруженная до перегрузочной вместимости, при наполненных до минимального рабочего давления неповрежденных отсеках борта, днища и передней банки (кормовая банка входит в конструкцию борта), но ненаполненном до минимального рабочего давления одним из отсеков плавучести борта (при открытом клапане стравливания), должна иметь высоту борта над водой не менее 152,5 мм.

4.1.2.7 Остойчивость

Конструкция лодки должна обеспечивать ее остойчивость с убранными парусами и ориентацию лодки носом против ветра и волны при выпущенном плавучем якоре.

Остойчивость лодки в опрокинутом положении должна быть такой, чтобы ее мог перевернуть в прямое положение один человек при любых погодных условиях.

Оценку остойчивости лодки под парусом проводят при условии номинальной загрузки, расположении центра тяжести в диаметральной плоскости. Парус на курсе галфвинд должен быть поставлен перпендикулярно к направлению ветра.

При таких условиях вычисляют значения:

- предельной (опрокидывающей) силы ветра для паруса ;

- максимально допустимой (эксплуатационной) силы ветра , по достижении которого экипаж ложится в дрейф на плавучем якоре или ставит штормовой парус, площадь которого в два раза меньше основного паруса.

Аэродинамическую нагрузку на парус X, Н, вычисляют по формуле

,                                                    (1)

где =1,2 - коэффициент аэродинамического сопротивления паруса;

     

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs