Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59983-2022 Дороги автомобильные общего пользования. Сооружения противоналедные. Правила проектирования

     4.1 Общие принципы проектирования

4.1.1 Автомобильные дороги, расположенные в I дорожно-климатической зоне и районах распространения вечной мерзлоты, подвержены опасным природным или техногенным процессам и явлениям на этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации.

4.1.2 При проектировании автомобильных дорог в таких районах согласно регламенту [1] необходимо предусматривать защиту конструктивных элементов автомобильной дороги от возможных рисков, в том числе и от наледных процессов.

4.1.3 При проектировании автомобильных дорог в случае невозможности или нецелесообразности обхода участка потенциального наледеобразования следует разработать комплекс конструктивно-технологических решений, предусматривающий устройство противоналедных мероприятий и сооружений с целью предотвращения или устранения отрицательных воздействий наледей на автомобильную дорогу.

4.1.4 Противоналедные сооружения и устройства, предназначенные для защиты автомобильной дороги, должны обеспечивать защиту, предотвращать снижение прочности, обеспечивать устойчивость конструктивных элементов дороги при воздействии установленных внешних и внутренних нагрузок на всех этапах жизненного цикла.

4.1.5 Противоналедные мероприятия и сооружения необходимо проектировать в комплексе с инженерными сооружениями автодороги, так как строительство дорожных сооружений нарушает естественный режим протекания речных и грунтовых вод и способствует возникновению наледного процесса. При этом должны учитываться геологические, гидрологические и геокриологические условия местности, оказывающие влияние на развитие процессов наледеобразования.

4.1.6 При проектировании противоналедных сооружений следует учитывать интенсивность развития наледей в зависимости от запасов подземных вод и поверхностных вод весенне-летнего периода, глубины промерзания сезонно-талого слоя и других природных факторов по 4.2.

4.1.7 К мероприятиям и устройствам, устраняющим или сокращающим причины возникновения искусственных наледей и активизацию наледного процесса в местах действия природных наледей, относятся: дренаж, каптаж, осушение местности глубокими открытыми канавами и полуоткрытыми лотками, регуляция русел; сосредоточение потока, например, посредством наледных поясов, полузапруд или применением лотков на подходе и в пределах водопропускных сооружений; подогрев воды и грунтов. При наличии благоприятного сочетания рельефа, геологической, гидрогеологической обстановки и мерзлотно-грунтовых условий следует применять мерзлотные и тепловые пояса.

4.1.8 Решения по устройству определенных противоналедных сооружений должны быть приняты на основе технико-экономического обоснования и расчетов.

4.1.9 При проектировании комплекса дорожных, транспортных и других сооружений на наледных участках следует учитывать необходимость исключения или существенного сокращения вредного воздействия наледного процесса на эксплуатационную надежность автодороги согласно ГОСТ 27751.