4.5.1 Основные параметры поперечного профиля проезжей части и обочин автомобильных дорог принимают в зависимости от их категории по таблицам 8 и 9.
Таблица 8 - Параметры основных элементов проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог
Наименование параметра | Значение параметра для категории автомобильной дороги | ||||||
| IA | IБ | IB | II | III | IV | |
Количество полос движения | 4 и более | 2; 4 | 2 | 2 | |||
Ширина полосы движения, м | От 3,5 до 3,75* | 3,5 | 3,0 | ||||
Ширина обочины, м | 3,75 | 3,5 | 3,5 | 2,5 | 2,0 | ||
Ширина остановочной полосы, м | 2,5 | - | |||||
Минимальная ширина укрепленной части обочины (не считая укрепление засевом трав, одерновкой), м | всего | - | 2,0 | 1,5 | 1,0 | ||
| в том числе краевой полосы у обочины | - | 0,5** | ||||
* Для двухполосных дорог категории II и четырехполосных дорог категории I ширину всех полос движения следует принимать 3,75 м, для дорог категории I с шестью полосами движения и более ширину первой и второй полос (от обочины) следует принимать 3,75 м, остальных полос - 3,5 м. Для дорог категории IA с расчетной скоростью 150 км/ч ширину всех полос движения следует принимать 3,75 м, для дорог категории II с тремя и четырьмя полосами движения ширину всех полос движения следует принимать 3,5 м. ** При установке бортового камня или прикромочных лотков ширину краевой полосы у обочины допускается увеличивать до 1,0 м. Примечания 1 При капитальном ремонте и реконструкции на дорогах категории II допускается устройство четырех полос движения. 2 Ширину обочин дорог в горной местности, на участках, проходящих по ценным сельскохозяйственным угодьям, в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог категорий IА, IБ, IB и II и до 1 м - для дорог остальных категорий. 3 Параметры основных элементов проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог категорий IVA-п, IVБ-п, IVA-р, IVБ-р, VA, VБ следует назначать в соответствии с ГОСТ Р 58818. |
Таблица 9 - Параметры элементов разделительной полосы автомобильных дорог
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с дорожными ограждениями, м | 1,0+S*+1,0 |
Наименьшая ширина краевой полосы, м | 0,75 |
*S - ширина ограждения, расположенного в середине разделительной полосы, м. Примечания 1 Сопряжение проезжих частей противоположных направлений на дорогах категории I и дорогах категории II с четырьмя полосами движения устраивают с центральной разделительной полосой. Центральные разделительные полосы на дорогах категории I и дорогах категории II с четырьмя полосами движения следует проектировать с дорожными ограждениями. 2 При капитальном ремонте автомобильных дорог категории II c четырьмя полосами движения для разделения транспортных потоков встречных направлений допускается установка тросовых ограждений или ограждений с отделяющейся балкой без консоли по ГОСТ Р 52289. Ширину разделительной полосы при этом допускается уменьшать до ширины, равной 0,5+S+0,5 м. |
4.5.2 С целью обеспечения требований к минимально допустимым расстояниям между примыканиями и обслуживания объектов дорожного сервиса, прилегающих к дороге жилых, промышленных и складских территорий, а также для улучшения условий движения на пересечениях в разных уровнях, в составе поперечного профиля автомобильной дороги может быть предусмотрено устройство коллекторно-распределительных дорог и коллекторно-распределительных проезжих частей.
Требования к геометрическим элементам коллекторно-распределительных дорог и коллекторно-распределительных проезжих частей следует принимать в соответствии с действующими нормативными документами и технической документацией.
4.5.3 Для облегчения выполнения обгонов медленно движущихся транспортных средств предусматривают дополнительные полосы для опережения. Дополнительной полосой, предназначенной для опережения, следует считать левую полосу движения. Длина полос опережения (не включая участки отгона) должна составлять от 1000 до 2000 м (длина дополнительных полос на подъеме определяется длиной участка подъема - см. 4.5.5). Места смены числа полос рекомендуется располагать на прямолинейных участках или на участках кривых в плане радиусом более 2000 м. Длину участков отгона следует принимать по таблице 10.
Таблица 10 - Длина участков отгона дополнительных полос
Категория дороги | Длина отгона, м |
IA | 120 |
IБ, IB, II | 80 |
III | 60 |
IV | 30 |
Не допускается расположение мест смены числа полос движения на участках с затрудненным отводом воды и подверженных обледенению (на мостах и путепроводах). В пересеченной или горной местности полосы опережения должны находиться, по возможности, в направлении подъема и соответствовать требованиям устройства дополнительных полос проезжей части на подъем.