Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52399-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Технические требования

Automobile roads of general use. Geometric design. Technical requirements


ОКС 93.080.10

Дата введения 2022-04-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Московский автомобильно-дорожный институт (ФГБОУ ВО "МАДИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 января 2022 г. N 27-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ 52399-2005*

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 52399-2005. - Примечание изготовителя базы данных.

5 Стандарт соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование геометрических элементов вновь строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых автомобильных дорог общего пользования, классифицированных по ГОСТ Р 52398.

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог, сооружаемых на срок службы менее 5 лет; внутрихозяйственных дорог, классифицированных по СП 99.13330.2016; дорог с низкой интенсивностью движения, классифицированных по ГОСТ Р 58818; автозимников, классифицированных по ГОСТ Р 58948; улиц и дорог, проходящих в пределах населенных пунктов и классифицированных по СП 42.13330.2016.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33384 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52398 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 58818 Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

ГОСТ Р 58948 Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 99.13330.2016 "СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии cводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33100, ГОСТ 33475, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 коллекторно-распределительная дорога: Вспомогательная автомобильная дорога, проходящая вдоль основной автомобильной дороги, служащая для разделения местного и транзитного движения, в том числе в пределах пересечений в разных уровнях, и проходящая вне основной автомобильной дороги.

3.2 коллекторно-распределительная проезжая часть: Вспомогательная проезжая часть, проходящая вдоль основной проезжей части автомобильной дороги, служащая для разделения местного и транзитного движения, в том числе в пределах пересечений в разных уровнях, и отделенная от нее дорожным ограждением.

3.3 полоса опережения: Полоса в составе проезжей части дороги, предназначенная для опережения автомобилей, двигающихся в попутном направлении.

     4 Основные технические требования

4.1 Категорию дороги следует устанавливать с учетом функционального класса дороги и расчетной среднесуточной приведенной интенсивности движения, приведенной в таблице 1.

Таблица 1 - Соответствие расчетной среднесуточной интенсивности движения категории автомобильной дороги

Категория автомобильной дороги

Расчетная среднесуточная интенсивность движения, авт./сут*

IА, IБ, IВ

Св. 14000

II

6001-14000

 

 

10001-40000**

 

 

10001-34000***

III

2001-6000

IV

601-2000

IVА-р, IVБ-р, IVА-п, IVБ-п, VА, VБ

В соответствии с ГОСТ Р 58818

* За расчетную среднесуточную интенсивность следует принимать приведенную к легковому автомобилю интенсивность движения.

** При организации движения по четырем полосам движения. Допускается при капитальном ремонте и реконструкции.

*** При организации движения по четырем полосам движения. Допускается при капитальном ремонте и реконструкции на трудных участках пересеченной и горной местности.

Уточняется по результатам экономических изысканий с учетом требований ГОСТ Р 58818.

     4.2 Расчетные скорости

4.2.1 Расчетные скорости движения для определения параметров плана, продольного и поперечного профилей и других параметров, зависящих от расчетной скорости движения, принимают по таблице 2.

Таблица 2 - Расчетные скорости движения

Категория дороги

Расчетные скорости, км/ч

 

основные

допускаемые на трудных участках

 

 

пересеченной местности

горной местности

150

120

80

120

100

60

100

100

60

II

120

100

60

III

100

80

50

IV

80

60

40

IVА-п, IVБ-п, IVА-р, IVБ-р, VA, VБ

В соответствии с ГОСТ Р 58818

Примечания

1 При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог по нормам категорий IБ, IB и II допускается сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог категории III, a по нормам категорий III, IV - соответственно, на категорию ниже (для дорог категории IV допускается сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей, кроме числа полос движения, соответствующих категорий IVА-п и IVА-р).

2 При наличии вдоль трассы автомобильных дорог объектов капитального строительства и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых ценными сельскохозяйственными угодьями, заповедниками (заказниками), допускается принимать расчетные скорости, установленные для трудных участков пересеченной местности.

4.2.2 Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.

     4.3 План и продольный профиль

4.3.1 В качестве элементов проектируемой трассы следует принимать прямые и кривые постоянной и переменной кривизны; в качестве элементов, определяющих продольный профиль, - прямые и кривые переменной кривизны. Переломы проектной линии в плане и продольном профиле следует сопрягать кривыми.

В целях обеспечения постоянства скорости и безопасности движения, а также учитывая возможности последующей реконструкции дороги за пределами перспективного периода, в качестве основных параметров элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги рекомендуется принимать геометрические параметры, рекомендуемые в качестве основных параметров геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильных дорог по ГОСТ 33475.

Трассу прокладывают из условия плавного сопряжения элементов плана трассы и проектной линии продольного профиля с учетом расчетной скорости движения.

При этом следует обеспечить для кривых в плане:

- скорость нарастания центробежного ускорения - не более 0,5 м/с;

- наибольший коэффициент поперечной силы - в соответствии с таблицей 3.

Примечание - На криволинейных участках плана трассы с нелинейным изменением кривизны максимальную скорость нарастания центробежного ускорения следует проверять расчетом. При проектировании плана и профиля следует учитывать возможность реконструкции трассы и не принимать минимально допустимые параметры трассы.

Таблица 3 - Наибольшие коэффициенты поперечной силы

Расчетная скорость, км/ч

150

120

100

80

60

50

40

Наибольший коэффициент поперечной силы

0,08

0,09

0,12

0,14

0,17

0,19

0,23

4.3.2 В случаях, когда выполнение требований 4.3.1 признается нецелесообразным (приводит к значительному увеличению стоимости строительства), допускается снижение требований к нормам проектирования отдельных геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги исходя из расчетной скорости движения.

4.3.3 Предельно допустимые нормы следует принимать по таблице 4 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенным в таблице 1. Для дорог с низкой интенсивностью движения параметры геометрических элементов плана и продольного профиля следует назначать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58818.

Таблица 4 - Допустимые параметры геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильных дорог

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs