4.1.1 При проектировании автомобильных дорог необходимо учитывать комплекс потенциальных природно-климатических факторов наледеобразования в сочетании с прогнозированием техногенных наледеобразующих факторов.
4.1.2 Основными факторами, влияющими на образование наледей, являются наличие природных или техногенных вод, замерзших в результате воздействия отрицательных температур, и/или распространение многолетнемерзлых грунтов. Карта распространения многолетнемерзлых грунтов на территории Российской Федерации представлена в приложении А.
4.1.3 На развитие наледей влияют природно-климатические и техногенные факторы. К природно-климатическим факторам, влияющим на развитие наледей и подчиняющимся зональным и региональным закономерностям, следует относить:
- геоморфологические: каменистые перекаты, резкие повороты и суженные участки русла, мелкие островки, разбивающие русло на систему узких проток с малыми глубинами, скальные выступы, стесняющие русло с боков, порожистые участки, резкие уменьшения уклона дна, глыбовые навалы и отдельные валуны;
- гидрологические: устьевые участки, особенно места слияния нескольких русл, староречья, выпуски производственных стоков;
- гидрогеологические: места выходов в русловой и подрусловой поток нисходящих подземных вод и особенно со значительным дебитом и напором, залегание грунтовых вод на склонах на глубине менее сезонного промерзания, выходы на поверхность подземных трещинных вод, циркулирующих по тектоническим разломам;
- ледотермические: распластанные участки и русла с выступающими из воды песчаными косами, грядами галечника и отдельными камнями, вызывающими повышенные теплопотери потока, мерзлотные перемычки и стеснение русла заберегами ("мерзлотными клещами"), а при образовании донного льда и шуги подпоры потока после ледостава.
4.1.4 К техногенным наледеобразующим факторами следует относить изменения, вносимые проектируемым земляным полотном или искусственным сооружением в гидрологический, гидрогеологический и мерзлотный режимы долины (склонов лога) и водоразделов, пересекаемых трассой, а также в морфологию русла водотока и его изотермический режим.