Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

ГОСТ Р 59857-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ И АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Термины и определения

Automobile vehicles. Automotive and automotive research expertise. Terms and definitions



ОКС 43.020

Дата введения 2022-04-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2021 г. N 1535-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Разработка настоящего стандарта направлена на упорядочивание терминологии, применяемой в отношении транспортных средств и их компонентов, используемой при проведении автотехнической и автотовароведческой экспертизы.

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

В основу стандарта положены материалы словаря [1]. Термины и определения, заимствованные из словаря [1], подверглись редакторской переработке.

Определения терминов не противоречат определениям, приведенным в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе стандартах, однако могут не соответствовать таким определениям дословно.

Настоящий стандарт включает основные и наиболее часто применяемые термины и их определения. Термины сгруппированы по тематическим разделам. Термины, тематически относящиеся к нескольким разделам, даны только в одном из них. Определения некоторых терминов снабжены поясняющими примечаниями.

Широко употребляемые аббревиатуры приведены рядом с определяемыми терминами.

В терминах-словосочетаниях использована наиболее употребляемая на практике последовательность слов.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

При наличии разных названий одного и того же предмета, явления или процесса приведены все наиболее употребляемые синонимы, при этом используется принцип отсылки к наиболее предпочтительному термину. Определение дается тому термину, употребление которого наиболее предпочтительно.

В том случае, когда термин имеет несколько значений, соответствующие определения даются списком под арабскими цифрами с закрывающей скобкой.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов с указанием номера статьи.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, применяемых в отношении транспортных средств (ТС) и их компонентов.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации по автотехническим и автотовароведческим экспертизам и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

     2 Термины и определения

Термины общего применения

1 полная гибель ТС: Последствия повреждения, при котором ремонт поврежденного ТС невозможен либо стоимость его ремонта равна стоимости ТС на дату наступления повреждения (в случае, регулируемом законодательством об ОСАГО) или превышает указанную стоимость.

Примечание - По договорам КАСКО условия, при которых наступает полная гибель ТС, могут отличаться от приведенных выше. Полную гибель ТС обусловливает его предельное техническое состояние в совокупности с потерей работоспособности.

2 деталь: Изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций.

3 дефект: Каждое несоответствие продукции требованиям нормативно-технической (эксплуатационной) документации.

4 скрытый дефект: Дефект, который не выявлен или не мог быть выявлен при внешнем осмотре ТС, для обнаружения которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата.

Примечание - При дополнительной проверке проводят демонтаж детали/узла, в котором предполагается наличие дефекта и/или узлов и деталей, препятствующих обзору, или инструментальную проверку, и/или вскрытие неразборных соединений, корпуса и т.п.

5 деформация: Изменение формы или размеров физического тела или его части под действием внешних сил.

Примечание - Различают первичные (непосредственное воздействие в зоне следового контакта) и вызванные (воздействие посредством первично контактирующих деталей) деформации.

6 конструкторская документация: Документы, которые в отдельности или в совокупности с другими документами определяют конструкцию изделия и содержат данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, утилизации изделия.

7 эксплуатационная документация: Разработанная изготовителем ТС нормативная документация по его эксплуатации, ремонту, техническому и гарантийному обслуживанию.

8 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения ТС и повлекшее за собой травму или смерть людей, повреждение ТС и грузов, искусственных сооружений или нанесшее другой материальный ущерб.

9 изготовитель ТС: Юридическое лицо, производящее ТС.

10 (эксплуатационный) износ: Количественная мера физического старения, достигнутого в процессе эксплуатации ТС, которая выражена в процентах и характеризует техническое состояние ТС и его элементов.

Примечание - При определении стоимости объекта экспертизы расчетным методом подразумевается, что коэффициент эксплуатационного износа приблизительно равен коэффициенту снижения стоимости ТС и его деталей по отношению к стоимости нового ТС и его деталей.

11 продукты коррозии: Химические соединения, образующиеся в результате взаимодействия металла и коррозионной среды.

12 атмосферная коррозия: Коррозия металла в атмосфере воздуха.

13 коррозия металлов: Разрушение металлов вследствие их химического или электрохимического взаимодействия с коррозионной средой.

14 коррозия при переменном погружении: Коррозия металла при его переменном погружении целиком или частично в жидкую коррозионную среду.

15 коррозия пятнами: Местная коррозия металла в виде отдельных пятен.

16 недостаток: Несоответствие ТС (составной части ТС) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, или условиям договора, или целям использования ТС.

17 деградационный недостаток: Отказ деталей, узла или агрегата ТС, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости и возникший при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

18 производственный недостаток: Недостаток, возникший по причине, которая связана с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта ТС (узла, агрегата или части ТС), и приведший к нарушению его исправности или работоспособности.

19 эксплуатационный недостаток: Недостаток, возникший по причине, которая связана с нарушением установленных правил или условий эксплуатаци, и приведший к нарушению исправности или работоспособности ТС (составной части ТС).

20 осмотр ТС: Органолептическое исследование ТС в целях идентификации ТС, определения работоспособности ТС, выявления повреждений и дефектов, а также следов ремонта.

21 отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния ТС (составной части ТС).

22 производственный отказ: Отказ, возникший в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполнявшегося на ремонтном предприятии.

23 эксплуатационный отказ: Отказ, возникший в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.

24 отпечаток: След, представляющий собой отслоение или наслоение вещества, которое может быть взаимным: отслоение краски или иного вещества с одного объекта приводит к наслоению этого же вещества на другом.

Примечание - Это оказывается возможным как под действием трения и прилипания, так и благодаря воздействию высоких температур, возникающих в месте контакта и расплавляющих поверхность одного (обоих) объекта(ов).

25 перекос: Деформация сложной пространственной конструкции, состоящей из нескольких жестко связанных под определенными углами деталей, и характеризующейся изменением этих углов (изменением формы проема, взаимоположения деталей).

Примечание - Наличие перекоса в соответствии с нормами отраслевых стандартов устанавливают по величине смещения контрольных точек, расположенных на деталях, определяющих форму (геометрическую фигуру) части кузова, согласно нормативам изготовителя ТС. В качестве примера можно привести следующее: результатом перекоса квадрата является ромб или трапеция; перекоса прямоугольника - параллелограмм. Сложность перекоса определена наличием многомерного (объемного) изменения геометрии (взаиморасположения контрольных точек) кузова. Устранение перекоса заключается в восстановлении первоначальных размеров и соответственно положения деталей.

26 повреждение: Нарушение исправности или ухудшение внешнего вида ТС вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих предельно-допустимые уровни, установленные в нормативно-технической документации; событие, заключающееся в нарушении исправного состояния при сохранении работоспособного состояния.

27 аварийные повреждения: Повреждения, отличные от эксплуатационных повреждений.

Примечание - Особенностью аварийных повреждений является механизм их образования. Аварийные повреждения образуются вследствие контакта с посторонними объектами, что приводит к деформации или разрушению и к необходимости ремонта или замены составной части, или вследствие контакта с агрессивной средой, которая привела к необходимости ремонта (замены) составной части. События, которые привели к аварийным повреждениям, как правило, требуют информирования о них соответствующих государственных органов согласно законодательству и (или) являются страховым случаем.

28 объем повреждения: Количественная характеристика повреждения, которая объединяет номенклатуру и размеры имеющихся повреждений.

29 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая экспертом без использования средств измерений.

30 ремонт: Комплекс операций по техническому воздействию на ТС, выполняемых по потребности, для устранения повреждений, отказов и неисправностей с целью восстановления его работоспособности.

Примечание - Основными параметрами ремонта являются количество и наименование видов ремонта, трудоемкость каждого вида ремонта, стоимость/цена одного нормо-часа работ, стоимость/цена запасных частей и материалов.

31 восстановительный ремонт: Комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые ТС имело непосредственно до повреждения.

Примечание - Подразумевается, что для восстановительного ремонта будут использованы запасные части (детали) того же качества, что и поврежденные, т.е., заведомо работоспособные, исправные, но бывшие в употреблении и имеющие износ, соответствующий износу восстанавливаемого ТС. Приблизительную стоимость восстановительного ремонта определяют путем вычитания стоимости износа заменяемых на новые детали из полной величины затрат на ремонт, которая равна стоимости ремонта с учетом износа.

32 стоимость ремонта: Стоимость устранения повреждений ТС, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль предпринимателя.

Примечание - В общем случае подразумевается, что ремонт производят по технологии производителя с использованием новых или гарантированно восстановленных запасных частей. Стоимость восстановительного ремонта - наиболее вероятная величина затрат на работы, запасные части и материалы, необходимые для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые ТС имело непосредственно до повреждения, в соответствии с требованиями действующих на дату оценки/экспертизы нормативов. Подразумевается, что расчетная стоимость восстановительного ремонта приблизительно равна величине затрат на ремонт с использованием бывших в употреблении запасных частей (деталей).

33 след: Материальное отражение, содержащее информацию о морфологии и функциональных свойствах участвовавших в дорожно-транспортном происшествии объектов и о механизме такого события.

Примечание - Повреждение - это частный случай следа. Повреждение не отражает характера деформаций, а несет лишь констатирующую информацию, поглощаемую понятием "след". Различают локальные (находящиеся в зоне следового контакта первичные повреждения - результат первичных, непосредственных механических воздействий) и периферические (находящиеся в стороне от зоны следового контакта - результат вызванных деформаций) следы. В широком смысле в криминалистике имеют в виду любые материальные последствия, связанные с исследуемым событием. Это могут быть следы, образованные воздействием одного объекта на другой (например, от газового резака на дверце сейфа), а также предметы, забытые и утерянные на месте происшествия, части разрушенных объектов (например, осколки от разбитой фары), микроволокна тканей, кровь, поверхностные наслоения и др. К следам в узком смысле слова, изучаемым трасологией, относят только следы-отображения. Под следами-отображениями понимают такие следы, в которых отображены внешние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образования, - следы рук, губ, обуви, ТС, орудий взлома, пишущих средств и т.д. В качестве следов, отражающих механизм их образования, можно назвать различные узлы, швы, брызги крови, иных органических выделений. При следовом контакте объекты подвергают физическому, химическому или биологическому воздействиям. Физическое воздействие может быть механическим, электрическим и термическим. Характерный случай химического воздействия - коррозия металлической поверхности. Следы биологической природы образуются в результате гниения тканей, крови, спермы под воздействием микроорганизмов.

34 видимый след: След, который может быть непосредственно воспринят зрением (даже если для этого его необходимо осветить под соответствующим углом).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».