Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59848-2021 Автомобильные транспортные средства категорий М2, М3. Технические требования и методы испытаний

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный выход: Запасная дверь, запасное окно или аварийный люк.

3.2 аварийный люк: Отверстие в крыше или в полу, предназначенное для использования пассажирами в качестве аварийного выхода только в аварийной ситуации.

3.3 безопасность транспортного средства: Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния ТС, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

3.4 вредные вещества: Содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное действие на здоровье человека (оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды алифатические предельные, формальдегид и дисперсные частицы).

3.5 выбросы: Выбрасываемые в атмосферный воздух вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и испарениях топлива ТС, которыми являются оксид углерода (CO), углеводороды (HC), оксиды азота (), дисперсные частицы, метан ().

3.6 гибкое устройство регулировки ремня по высоте на уровне плеча: Устройство регулировки ремня по высоте на уровне плеча индивидуального пользователя, когда регулировочный элемент не закреплен непосредственно на конструкции ТС (например, на стойке) или на конструкции сиденья (например, на жестких структурных элементах сиденья), но когда регулировка плечевой части: а) производится путем перемещения по гибкой конструкции; б) не препятствует прохождению поясного ремня.

3.7 детская удерживающая система: Система, которая предназначена для установки на ТС конкретного типа, состоит из сиденья и ремня, прикрепленного к ТС надлежащим образом, и включает все элементы, предусмотренные для снижения риска травмирования ребенка в случае резкого замедления ТС посредством ограничения подвижности его тела.

Примечание - Система включает в себя:

- сиденье, установленное на ТС, с ремнем безопасности, сертифицированным в соответствии с [2];

- и/или сиденье с креплением ISOFIX, сертифицированное в соответствии с [3] или [4];

- или стандартное сиденье ТС, обеспечивающее крепление штатным ремнем безопасности детского сиденья универсального типа, сертифицированного по [5] или [6].

3.8 дорожный просвет под одной осью: Расстояние между верхней точкой дуги, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин - шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки ТС, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью.

3.9 звуковой сигнальный прибор: Устройство, которое имеет одно или несколько выходных отверстий звука, задействуемых одновременно, издает акустический сигнал, предназначенный для звуковой сигнализации присутствия ТС в дорожной ситуации, чреватой опасностью, и которое целенаправленно приводится в действие водителем.

3.10 идентификационный номер (код): Буквенно-цифровая комбинация знаков, устанавливаемая изготовителем для ТС с целью обеспечения надлежащей идентификации каждого ТС.

3.11 индикатор: Устройство, показывающее величину физических характеристик, которую должен регистрировать прибор.

3.12 карта спасения: Документ, содержащий необходимый набор сведений и данных о конструкции ТС, необходимых для работы спасателей, при работе с аварийным ТС, рекомендуемый его изготовителем.

Примечание - Информацию по карте спасения представляют с использованием маркировки средствами идентификации, представленной в виде кода маркировки в машиночитаемой форме, с переадресацией на сторонний ресурс (ссылка). Код маркировки размещают в определенных легкодоступных местах ТС для удобства считывания.

3.13 категория транспортного средства: Классификационная характеристика ТС, применяемая в целях установления в настоящем стандарте требований.

3.14 контрольный сигнал: Оптический или оптически-звуковой сигнал, указывающий на приведение в действие или деактивацию устройства, правильное или неправильное функционирование или состояние либо на несрабатывание.

3.15 конфигурация сиденья максимальной вместимости: Сиденья с изменяемой вместимостью, оборудованные ремнями безопасности, которыми можно обеспечить пристегивание максимального количества пассажиров.

3.16 конфигурация сиденья минимальной вместимости: Сиденья с изменяемой вместимостью, оборудованные ремнями безопасности, которыми можно обеспечить пристегивание минимального количества пассажиров.

3.17 малое место для сидения пассажира: Место на сиденье с изменяемой вместимостью при конфигурации максимальной вместимости, когда верхняя точка крепления ремня безопасности имеет возможность регулировки для удержания пассажиров, чьи размеры находятся в пределах от 50-го перцентиля размеров 6-летнего ребенка до 50-го перцентиля размеров 10-летнего ребенка.

3.18 межосевой дорожный просвет: Кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой ТС, находящейся на его жестком элементе.

Примечание - Многоосные тележки рассматривают как одну ось.

3.19 механизм для измерения скорости: Часть оборудования, которое указывает водителю скорость его ТС в любой момент.

3.20 механические сцепные устройства: Все детали на раме, несущих элементах кузова и ходовой части ТС и прицепа, при помощи которых ТС и прицеп соединяются для их использования в качестве состава ТС или ТС с прицепом.

3.21 одометр: Механизм, который указывает водителю совокупное расстояние, зафиксированное ТС с момента его ввода в эксплуатацию.