Взаимосвязь серии стандартов SQuaRE с другими стандартами ИСО/МЭК
A.1 ИСО/МЭК 12207:2008
ИСО/МЭК 12207 устанавливает общие правила для процессов жизненного цикла программной продукции с четко определенной терминологией. Он содержит описание процессов, видов деятельности и задач, выполняемых при поставке, разработке, эксплуатации и обслуживании программной продукции.
В процессе создания программной продукции разработчик устанавливает и документирует требования к программному обеспечению, в том числе спецификации требований к характеристикам качества. Руководство по определению требований к характеристике качества можно найти в ИСО/МЭК 25010, ИСО/МЭК 25022, ИСО/МЭК 25023 и ИСО/МЭК 25024. Эти стандарты могут использоваться для поддержки количественного определения целевых значений требований к показателям качества. Кроме того, стандарты серии SQuaRE могут применяться для оценки как промежуточных, так и конечных версий программной продукции в процессе его разработки.
A.2 Стандарты серии ИСО/МЭК 15504
ИСО/МЭК 15504, включающий 10 частей, основан на опыте, полученном в рамках проекта SPICE. Он может быть использован для оценки программных процессов и определения технологических возможностей программной продукции.
_______________
ИСО/МЭК 15504 (SPICE) ориентирован на оценку процессов и возможностей их улучшения (Software Process Improvement and Capability).
Основное положение данного стандарта состоит в том, что качество программного продукта в значительной степени зависит от качества организации процесса его разработки. Поэтому для улучшения качества программного продукта необходимо улучшить качество процесса разработки. Второе положение состоит в том, что качество процесса разработки программной продукции - это степень, в которой этот процесс явно определен, управляется, измеряется и непрерывно совершенствуется, называемая возможностями процесса разработки.
Перечень необходимых входных данных для оценки определены в ИСО/МЭК 15504-2 - выполнение оценки. Стандарт содержит руководящие указания и определяет концепцию измерения возможностей процесса разработки в виде:
- требований к проведению оценки;
- эталонных моделей процесса;
- модели оценки процесса;
- проверки соответствия оценки технологического процесса разработки.
Стандарты серии ИСО/МЭК 25000 могут использоваться в качестве эталона при оценке процесса измерения и качества организации процесса разработки.
A.3 Семейство стандартов ИСО 9000
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для оказания помощи организациям всех типов и масштабов, поставляющих различную продукцию, во внедрении и применении эффективных систем управления качеством:
- ИСО 9000 описывает основы систем управления качеством и определяет терминологию для систем управления качеством;
- ИСО/МЭК 90003 содержит рекомендации для организаций по применению стандарта ИСО 9001:2000 при разработке, поставке, эксплуатации и техническом обслуживании программной продукции;
- ИСО 9001 определяет требования к системе управления качеством в области подтверждения соответствия предоставляемой продукции требованиям заказчика и используемым нормативным требованиям, а также в области повышения удовлетворенности клиентов;
- ИСО 9004 содержит руководящие принципы эффективности и результативности системы управления качеством. Целью настоящего стандарта является повышение эффективности работы организации в целом и удовлетворение потребностей клиентов и других заинтересованных сторон;
- ИСО 19011 содержит руководство по аудиту систем управления качеством и охраны окружающей среды.
Вместе эти документы образуют согласованный набор стандартов системы управления качеством, способствующих взаимопониманию в национальной и международной торговле. Требования к системе управления качеством, указанные в этих стандартах, дополняют требования к конкретным продуктам, такие как требования, указанные в стандартах ПК 7 "Системная и программная инженерия" Совместного технического комитета СТК 1 "Информационные технологии" Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Системный подход к управлению качеством определяет для организаций необходимость анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие достижению приемлемого для потребителя качества продукта, и держать эти процессы под контролем. Система управления качеством обеспечивает основу для постоянного совершенствования, повышения вероятности достижения удовлетворенности потребителей и улучшения конкурентных преимуществ организации. Это дает уверенность организации и ее клиентам в том, что она в состоянии обеспечить требуемый уровень качества продукции.
ИСО 9000 описывает основы систем управления качеством, которые составляют предмет семейства стандартов ИСО 9000, и определяет связанные с ними термины. Данная серия стандартов применима к следующим организациям:
a) организациям, стремящимся получить преимущества за счет внедрения системы управления качеством;
b) организациям, стремящимся получить уверенность в своих поставщиках и качестве поставляемой ими продукции;
c) потребителям продукции;