Не вступил в силу
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

ГОСТ Р ИСО 26262-5-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Часть 5

Разработка аппаратных средств изделия

Road vehicles. Functional safety. Part 5. Product development at the hardware level



ОКС 13.110

Дата введения 2022-06-01

Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "ЭОС Тех" (ООО "ЭОС Тех") и Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы" (ООО "КЭЛС-центр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2021 г. N 1278-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26262-5:2018* "Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 5. Разработка аппаратных средств изделия" (ISO 26262-5:2018 "Road vehicles - Functional safety - Part 5: Product development at the hardware level", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.     

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 26262-5-2014

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Серия стандартов ИСО 26262 является адаптацией серии стандартов МЭК 61508 и предназначена для применения электрических и/или электронных (далее - Э/Э) систем в дорожных транспортных средствах.

Данная адаптация распространяется на все виды деятельности в процессе жизненного цикла систем, связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.

Безопасность является одним из приоритетов современного автомобилестроения. Расширение числа функциональных возможностей транспортных средств вызывает необходимость использования методологии функциональной безопасности и подтверждения достижения целей функциональной безопасности.

С ростом сложности технологий, программного обеспечения и мехатронных устройств увеличиваются риски, связанные с систематическими и случайными отказами аппаратных средств, рассматриваемыми в рамках функциональной безопасности. Серия стандартов ИСО 26262 является руководством по снижению этих рисков, в которое включены соответствующие требования и процессы.

Для достижения функциональной безопасности серия стандартов ИСО 26262 устанавливает:

a) жизненный цикл системы безопасности транспортного средства и включает перечень действий для стадий этого жизненного цикла (разработка, производство, эксплуатация, обслуживание, вывод из эксплуатации);

b) подход, основанный на оценке риска, разработанный специально для автотранспорта, для определения уровней полноты безопасности [уровни полноты безопасности транспортного средства (УПБТС)];

c) использование значения УПБТС для спецификации требований комплекса стандартов ИСО 26262 с целью предотвращения неоправданного остаточного риска;

d) требования к мерам по выполнению менеджмента функциональной безопасности, проектирования, реализации, верификации, валидации, а также к мерам их подтверждения;

e) требования к взаимодействию между заказчиками и поставщиками.

Серия стандартов ИСО 26262 рассматривает функциональную безопасность Э/Э систем, которая достигается с помощью мер по обеспечению безопасности, включая механизмы обеспечения безопасности. Однако он также обеспечивает подход, в рамках которого допускается использовать связанные с безопасностью системы, реализуемые на других технологиях (например, механических, гидравлических и пневматических).

На достижение функциональной безопасности влияют процессы разработки (в том числе спецификация требований, проектирование, реализация, интеграция, верификация, валидация и управление конфигурацией), процессы производства и обслуживания, а также процессы управления.

Вопросы безопасности тесно связаны с опытно-конструкторскими работами, реализующими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся опытно-конструкторских работ и их результатов.

На рисунке 1 показана общая структура серии стандартов ИСО 26262. В нем для различных стадий разработки изделия используют эталонную V-модель процесса. На рисунке 1:

- заштрихованная область в виде символа "V" представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3, ИСО 26262-4, ИСО 26262-5, ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;

- для мотоциклов:

ИСО 26262-12:2018, раздел 8 соответствует требованиям ИСО 26262-3,

ИСО 26262-12:2018, разделы 8 и 10 соответствуют требованиям ИСО 26262-4;

- ссылки на конкретную информацию даны в виде: "m-n", где "m" представляет собой номер части настоящего стандарта, а "n" указывает на номер раздела этой части.

Пример - 2-6 ссылается на раздел 6 ИСО 26262-2.

     Рисунок 1 - Общая структура ИСО 26262

     1 Область применения

Настоящий стандарт применяется к системам, связанным с безопасностью, включающим в себя одну или несколько Э/Э систем, которые установлены в серийно производимые дорожные транспортные средства, исключая мопеды. Настоящий стандарт не применяется для уникальных Э/Э систем транспортных средств специального назначения, таких как Э/Э системы, предназначенные для водителей с ограниченными возможностями.

Примечание - Существуют другие стандарты по безопасности для специального применения, которые могут дополнить серию стандартов ИСО 26262 либо включать в себя требования серии стандартов ИСО 26262.

Системы и их компоненты, находящиеся в производстве или на стадии разработки до даты публикации настоящего стандарта, не входят в его область применения. Настоящий стандарт распространяется на изменения к существующим системам и их компонентам, запущенным в производство до публикации настоящего стандарта, корректируя жизненный цикл системы безопасности в зависимости от конкретного изменения. Настоящий стандарт распространяется на интеграцию существующих систем, разработанных не в соответствии с настоящим стандартом, и систем, разработанных в соответствии с настоящим стандартом, при корректировке жизненного цикла системы безопасности.

Настоящий стандарт рассматривает возможные опасности, вызванные некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью, а также некорректным взаимодействием этих систем. Настоящий стандарт не рассматривает опасности, связанные с поражением электрическим током, возгоранием, задымлением, перегревом, излучением, токсичностью, воспламеняемостью, химической активностью, коррозией и подобными опасностями, если они непосредственно не вызваны некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью.

Настоящий стандарт описывает методологию функциональной безопасности, обеспечивающую разработку Э/Э систем, связанных с безопасностью. Эта методология предназначена для интеграции действий по функциональной безопасности в определенную для компании дисциплину разработки. Некоторые требования имеют ясную техническую направленность на обеспечение функциональной безопасности изделия; другие связаны с процессом разработки и поэтому могут рассматриваться как требования к процессу, чтобы продемонстрировать способность организации реализовать методологию функциональной безопасности.

Настоящий стандарт не рассматривает номинальные характеристики Э/Э систем.

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке изделия на уровне аппаратных средств для применения на автомобильных транспортных средствах, в том числе:

- общие вопросы по разработке изделия на уровне аппаратных средств;

- спецификацию требований безопасности аппаратных средств;

- проектирование аппаратных средств;

- оценку метрик архитектуры аппаратных средств;

- оценку недостижения цели безопасности из-за случайных отказов аппаратных средств;

- интеграцию и верификацию аппаратных средств.

Требования настоящего стандарта к элементам аппаратных средств применимы как к непрограммируемым, так и к программируемым элементам, таким как ASIC, FPGA и PLD. Дальнейшие рекомендации приведены в ИСО 26262-10 и ИСО 26262-11.

В приложении А представлен обзор целей, предпосылок и результатов работы, рассмотренных в настоящем стандарте.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему)]:

ISO 26262-1:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 1: Vocabulary (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Термины и определения)

ISO 26262-2:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 2: Management of functional safety (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 2. Менеджмент функциональной безопасности)

ISO 26262-4:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 4: Product development at the system level (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 4. Разработка изделия на уровне системы)

ISO 26262-6:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 6: Product development at the software level (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 6. Разработка программного обеспечения изделия)

ISO 26262-7:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 7: Production, operation, service and decommissioning (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 7. Производство, эксплуатация, обслуживание и вывод из эксплуатации)

ISO 26262-8:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 8: Supporting processes (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 8. Вспомогательные процессы)

ISO 26262-9:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 9: Automotive Safety Integrity Level (ASIL)-oriented and safety-oriented analyses (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 9. Анализ уровня полноты безопасности автомобиля и анализ безопасности автомобиля)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применимы термины по ИСО 26262-1.

ИСО и МЭК для применения в стандартизации поддерживают терминологические базы данных:

- Электропедия МЭК; доступна по адресу: http://www.electropedia.org/

- платформа онлайн-просмотра ИСО; доступна по адресу: https://www.iso.org/obp.

     4 Требования соответствия настоящему стандарту

     4.1 Цель

Настоящий раздел описывает:

a) каким образом обеспечить соответствие требованиям серии стандартов ИСО 26262;

b) каким образом интерпретировать таблицы, используемые в серии стандартов ИСО 26262;

c) каким образом интерпретировать применимость каждого раздела в зависимости от соответствующего значения УПБА.

     4.2 Общие требования

Для соответствия серии стандартов ИСО 26262 должно быть выполнено каждое ее требование, если только для этого требования не выполняется одно из следующих условий:

a) в соответствии с ИСО 26262-2 предусмотрена адаптация действий по обеспечению безопасности, которая показывает, что данное требование не применяется;

b) существует обоснование того, что несоблюдение данного требования допустимо, а также показано соответствие этого обоснования ИСО 26262-2.

Справочная информация, включая примечания и примеры, должна использоваться только для понимания или для уточнения соответствующего требования и не должна толковаться как самостоятельное требование или считаться для него полной или исчерпывающей.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».