ГОСТ Р ИСО 26262-5-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Часть 5
Разработка аппаратных средств изделия
Road vehicles. Functional safety. Part 5. Product development at the hardware level
ОКС 13.110
Дата введения 2022-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "ЭОС Тех" (ООО "ЭОС Тех") и Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы" (ООО "КЭЛС-центр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2021 г. N 1278-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26262-5:2018* "Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 5. Разработка аппаратных средств изделия" (ISO 26262-5:2018 "Road vehicles - Functional safety - Part 5: Product development at the hardware level", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 26262-5-2014
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Серия стандартов ИСО 26262 является адаптацией серии стандартов МЭК 61508 и предназначена для применения электрических и/или электронных (далее - Э/Э) систем в дорожных транспортных средствах.
Данная адаптация распространяется на все виды деятельности в процессе жизненного цикла систем, связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.
Безопасность является одним из приоритетов современного автомобилестроения. Расширение числа функциональных возможностей транспортных средств вызывает необходимость использования методологии функциональной безопасности и подтверждения достижения целей функциональной безопасности.
С ростом сложности технологий, программного обеспечения и мехатронных устройств увеличиваются риски, связанные с систематическими и случайными отказами аппаратных средств, рассматриваемыми в рамках функциональной безопасности. Серия стандартов ИСО 26262 является руководством по снижению этих рисков, в которое включены соответствующие требования и процессы.
Для достижения функциональной безопасности серия стандартов ИСО 26262 устанавливает:
a) жизненный цикл системы безопасности транспортного средства и включает перечень действий для стадий этого жизненного цикла (разработка, производство, эксплуатация, обслуживание, вывод из эксплуатации);
b) подход, основанный на оценке риска, разработанный специально для автотранспорта, для определения уровней полноты безопасности [уровни полноты безопасности транспортного средства (УПБТС)];
c) использование значения УПБТС для спецификации требований комплекса стандартов ИСО 26262 с целью предотвращения неоправданного остаточного риска;
d) требования к мерам по выполнению менеджмента функциональной безопасности, проектирования, реализации, верификации, валидации, а также к мерам их подтверждения;
e) требования к взаимодействию между заказчиками и поставщиками.
Серия стандартов ИСО 26262 рассматривает функциональную безопасность Э/Э систем, которая достигается с помощью мер по обеспечению безопасности, включая механизмы обеспечения безопасности. Однако он также обеспечивает подход, в рамках которого допускается использовать связанные с безопасностью системы, реализуемые на других технологиях (например, механических, гидравлических и пневматических).
На достижение функциональной безопасности влияют процессы разработки (в том числе спецификация требований, проектирование, реализация, интеграция, верификация, валидация и управление конфигурацией), процессы производства и обслуживания, а также процессы управления.
Вопросы безопасности тесно связаны с опытно-конструкторскими работами, реализующими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся опытно-конструкторских работ и их результатов.
На рисунке 1 показана общая структура серии стандартов ИСО 26262. В нем для различных стадий разработки изделия используют эталонную V-модель процесса. На рисунке 1:
- заштрихованная область в виде символа "V" представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3, ИСО 26262-4, ИСО 26262-5, ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;
- для мотоциклов:
ИСО 26262-12:2018, раздел 8 соответствует требованиям ИСО 26262-3,
ИСО 26262-12:2018, разделы 8 и 10 соответствуют требованиям ИСО 26262-4;
- ссылки на конкретную информацию даны в виде: "m-n", где "m" представляет собой номер части настоящего стандарта, а "n" указывает на номер раздела этой части.
Пример - 2-6 ссылается на раздел 6 ИСО 26262-2.
Рисунок 1 - Общая структура ИСО 26262
Настоящий стандарт применяется к системам, связанным с безопасностью, включающим в себя одну или несколько Э/Э систем, которые установлены в серийно производимые дорожные транспортные средства, исключая мопеды. Настоящий стандарт не применяется для уникальных Э/Э систем транспортных средств специального назначения, таких как Э/Э системы, предназначенные для водителей с ограниченными возможностями.
Примечание - Существуют другие стандарты по безопасности для специального применения, которые могут дополнить серию стандартов ИСО 26262 либо включать в себя требования серии стандартов ИСО 26262.
Системы и их компоненты, находящиеся в производстве или на стадии разработки до даты публикации настоящего стандарта, не входят в его область применения. Настоящий стандарт распространяется на изменения к существующим системам и их компонентам, запущенным в производство до публикации настоящего стандарта, корректируя жизненный цикл системы безопасности в зависимости от конкретного изменения. Настоящий стандарт распространяется на интеграцию существующих систем, разработанных не в соответствии с настоящим стандартом, и систем, разработанных в соответствии с настоящим стандартом, при корректировке жизненного цикла системы безопасности.
Настоящий стандарт рассматривает возможные опасности, вызванные некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью, а также некорректным взаимодействием этих систем. Настоящий стандарт не рассматривает опасности, связанные с поражением электрическим током, возгоранием, задымлением, перегревом, излучением, токсичностью, воспламеняемостью, химической активностью, коррозией и подобными опасностями, если они непосредственно не вызваны некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью.
Настоящий стандарт описывает методологию функциональной безопасности, обеспечивающую разработку Э/Э систем, связанных с безопасностью. Эта методология предназначена для интеграции действий по функциональной безопасности в определенную для компании дисциплину разработки. Некоторые требования имеют ясную техническую направленность на обеспечение функциональной безопасности изделия; другие связаны с процессом разработки и поэтому могут рассматриваться как требования к процессу, чтобы продемонстрировать способность организации реализовать методологию функциональной безопасности.
Настоящий стандарт не рассматривает номинальные характеристики Э/Э систем.
Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке изделия на уровне аппаратных средств для применения на автомобильных транспортных средствах, в том числе:
- общие вопросы по разработке изделия на уровне аппаратных средств;
- спецификацию требований безопасности аппаратных средств;
- проектирование аппаратных средств;
- оценку метрик архитектуры аппаратных средств;
- оценку недостижения цели безопасности из-за случайных отказов аппаратных средств;
- интеграцию и верификацию аппаратных средств.
Требования настоящего стандарта к элементам аппаратных средств применимы как к непрограммируемым, так и к программируемым элементам, таким как ASIC, FPGA и PLD. Дальнейшие рекомендации приведены в ИСО 26262-10 и ИСО 26262-11.
В приложении А представлен обзор целей, предпосылок и результатов работы, рассмотренных в настоящем стандарте.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему)]:
ISO 26262-1:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 1: Vocabulary (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Термины и определения)
ISO 26262-2:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 2: Management of functional safety (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 2. Менеджмент функциональной безопасности)
ISO 26262-4:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 4: Product development at the system level (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 4. Разработка изделия на уровне системы)
ISO 26262-6:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 6: Product development at the software level (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 6. Разработка программного обеспечения изделия)
ISO 26262-7:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 7: Production, operation, service and decommissioning (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 7. Производство, эксплуатация, обслуживание и вывод из эксплуатации)
ISO 26262-8:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 8: Supporting processes (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 8. Вспомогательные процессы)
ISO 26262-9:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 9: Automotive Safety Integrity Level (ASIL)-oriented and safety-oriented analyses (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 9. Анализ уровня полноты безопасности автомобиля и анализ безопасности автомобиля)
В настоящем стандарте применимы термины по ИСО 26262-1.
ИСО и МЭК для применения в стандартизации поддерживают терминологические базы данных:
- Электропедия МЭК; доступна по адресу: http://www.electropedia.org/
- платформа онлайн-просмотра ИСО; доступна по адресу: https://www.iso.org/obp.
Настоящий раздел описывает:
a) каким образом обеспечить соответствие требованиям серии стандартов ИСО 26262;
b) каким образом интерпретировать таблицы, используемые в серии стандартов ИСО 26262;
c) каким образом интерпретировать применимость каждого раздела в зависимости от соответствующего значения УПБА.
Для соответствия серии стандартов ИСО 26262 должно быть выполнено каждое ее требование, если только для этого требования не выполняется одно из следующих условий:
a) в соответствии с ИСО 26262-2 предусмотрена адаптация действий по обеспечению безопасности, которая показывает, что данное требование не применяется;
b) существует обоснование того, что несоблюдение данного требования допустимо, а также показано соответствие этого обоснования ИСО 26262-2.
Справочная информация, включая примечания и примеры, должна использоваться только для понимания или для уточнения соответствующего требования и не должна толковаться как самостоятельное требование или считаться для него полной или исчерпывающей.