Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34767-2021 Балансир трехосных тележек грузовых вагонов. Технические условия (с Поправками)

     4.1 Требования к конструкции

4.1.1 В зависимости от способа передачи нагрузки на наружное кольцо подшипника(ов) колесной пары балансиры подразделяют на следующие типы:

- тип I - балансиры, непосредственно передающие нагрузку, у которых в средней части выполнено отверстие цилиндрической формы для непосредственной установки на подшипник(и) колесной пары;

- тип II - балансиры, передающие нагрузку через адаптер или корпус буксы, у которых в средней части выполнен проем для установки на адаптер или корпус буксы.

4.1.2 В балансире типа I должно быть предусмотрено лабиринтное уплотнение, состоящее из лабиринтных колец, установленных на предподступичную часть оси и в лабиринтную часть балансира. Лабиринтное уплотнение должно быть двухгребенчатым. Лабиринтное кольцо балансира может быть отъемным или выполненным заодно. Допускается применение другой конструкции уплотнения подшипниковой полости.

4.1.3 Конструкция балансира типа II должна исключать возможность выхода подшипника колесной пары из адаптера при эксплуатации вагонов.

4.1.4 Балансир для выполнения требований надежности (см. 4.4) должен обладать несущей способностью, обеспечивающей статическую прочность и запас сопротивления усталости в соответствии с 4.1.4.1-4.1.4.5.

4.1.4.1 Балансир должен выдерживать без разрушения или потери несущей способности восприятие вертикальной статической испытательной нагрузки значением не менее указанного в таблице 1.

Примечание - Под потерей несущей способности при испытаниях на несущую способность понимают рост деформации (прогиба) детали при уменьшении действующей на нее статической силы.

Таблица 1 - Значение вертикальной статической испытательной нагрузки

Наименование параметра

Значение параметра

Максимальная расчетная статическая осевая нагрузка, кН (тс)

216 (22)

245 (25)

Вертикальная статическая испытательная нагрузка, кН (тс)

1200 (122)

1380 (141)

Примечание - Для тележек с максимальной расчетной статической осевой нагрузкой 230,5 кН (23,5 тс) и 265 кН (27 тс) данные уточняют по результатам натурных испытаний деталей.

4.1.4.2 Балансир должен обладать статической прочностью в соответствии с требованиями ГОСТ 34763.1-2021 (пункт 5.2.2).

4.1.4.3 Коэффициент запаса сопротивления усталости должен быть не менее 1,6 при вероятности неразрушения не менее 0,95.

4.1.4.4 Число циклов нагружения до разрушения или потери несущей способности детали [N] при заданном режиме нагружения и базовом числе циклов нагружения =10 должно быть не менее определяемого по формуле

,                                                            (1)


где - предел выносливости детали при вероятности неразрушения =0,95 при базовом числе циклов нагружения =10, кН, полученный по результатам испытаний;

- амплитуда нагружения детали при испытаниях, кН;

- модуль показателя степени кривой усталости, полученного при последнем определении коэффициента запаса сопротивления усталости по 4.1.4.3 (см. 5.3.1 и 5.4.1).

4.1.4.5 Фактическое значение срока службы, полученного в соответствии с 6.19, должно быть не менее значения назначенного срока службы по 4.4.1.

4.1.5 Балансиры должны быть изготовлены в климатическом исполнении УХЛ1 по ГОСТ 15150 с обеспечением эксплуатационной надежности при нижнем рабочем и предельном значениях температуры минус 60°C и верхнем предельном значении 50°C.

4.1.6 Допуски размеров, массы отливок балансиров, припуски на механическую обработку - по ГОСТ 26645, не указанные в конструкторской документации литейные уклоны - по ГОСТ 3212.

Допускается устанавливать допуск толщин необрабатываемых стенок и ребер на два класса точности грубее по ГОСТ 26645, при этом расположение интервала допуска несимметричное, нижнее предельное отклонение в соответствии с классом точности, установленным в конструкторской документации.

4.1.7 Основные размеры балансиров, обеспечивающие возможность сборки с колесной парой, сборки тележки и ее подкатки под вагон, должны быть указаны в конструкторской документации.

4.1.8 Расположение зон А и Б, их геометрические размеры, расположение сечений балансиров для контроля внутренних литейных дефектов и дефектов внутренних поверхностей, схема установки датчиков для измерения механических напряжений при испытаниях, расположение и размеры зон обязательного неразрушающего контроля, места измерения толщины стенок должны быть указаны в конструкторской и технологической документации. В эксплуатационных документах на балансир, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601, должны быть указаны расположение и геометрические размеры зон обязательного визуального контроля при технических осмотрах. В ремонтных документах на балансир, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602, должны быть указаны расположение и геометрические размеры зон обязательного неразрушающего контроля.

4.1.9 В конструкции балансиров должны быть предусмотрены контрольные приливы в количестве четырех штук для контроля качества термической обработки. Размеры и места расположения контрольных приливов должны быть указаны в конструкторской документации.