6.1 Для проверки соответствия вагонов требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания по ГОСТ 15.309, приемочные и квалификационные испытания по ГОСТ 15.902. Виды испытаний, контролируемые требования и методы испытаний для вагонов приведены в таблице 1 и 6.8.
Таблица 1
Контролируемое требование | Виды испытаний | Структурный элемент стандарта | ||||
Прие- | Квалифика- | Приемо- | Периоди- | Технических требований | Методов | |
Масса тары вагона | - | - | + | - | 4.1.1 | 7.4 |
Максимальная расчетная статическая осевая нагрузка | + | - | - | - | 4.1.1, 4.3.7 | 7.5 |
Длина по осям сцепления автосцепок | + | + | - | + | 4.1.1 | 7.6 |
База вагона | + | + | - | + | 4.1.1 | 7.7 |
Конструкционная скорость | + | - | - | - | 4.1.1 | 7.8 |
Наличие показателей в технических условиях | + | - | - | - | 4.1.1, 4.1.9 | 7.9 |
Климатическое исполнение | + | + | - | - | 4.1.2 | 7.10 |
Вписывание вагона в габарит | - | - | + | - | 4.1.3 | 7.11 |
Правильность сборки вагона, установки тележек, автосцепных устройств, тормозного оборудования | - | - | + | - | 4.1.4 | 7.12 |
Работоспособность механизма автосцепок | - | - | + | - | 4.1.4 | 7.13 |
Исполнение и комплектация тормозного оборудования | + | - | - | - | 4.1.4 | 7.14 |
Обеспечение безопасности работ, сохранности груза и отсутствия повреждений вагона при погрузо-разгрузочных работах | + | - | - | - | 4.1.5 | 7.14 |
Отсутствие непредусмотренных конструкцией вагона касаний составных частей | + | - | - | - | 4.1.6 | 7.15 |
Сохранение работоспособности при повышении температуры | + | - | - | - | 4.1.7, 4.1.8 | 7.14 |
Наличие устройства автоматической идентификации бортового номера | - | - | + | - | 4.1.10 | 7.16 |
Исполнение бункеров, крышек люков | + | - | - | - | 4.2.1, 4.2.2 | 7.12 |
Работоспособность механизма блокировки и механизма разгрузки | - | - | + | - | 4.2.1, 5.5 | 7.12 |
Герметичность бункеров и загрузочных люков | - | - | + | - | 4.2.3 | 7.17 |
Наличие и расположение подножек, поручней и прочих (при наличии) | - | - | + | - | 4.2.4 | 7.16 |
Размеры подножек, поручней и прочих (при наличии) | + | + | - | + | 4.2.4 | 7.18 |
Наличие и расположение переходных площадок | - | - | + | - | 4.2.5 | 7.12 |
Исполнение переходных площадок | + | + | - | - | 4.2.6 | 7.12 |
Высота ограждения | + | + | - | + | 4.2.6 | 7.18 |
Наличие мест для установки домкратов, тяговых кронштейнов или скоб, скоб для крепления концевых сигнальных устройств | - | - | + | - | 4.2.7, 4.2.8, 4.2.19 | 7.16 |
Выполнение требований к материалам и комплектующим | + | + | - | + | 4.2.9, 4.2.10, 4.2.12-4.2.14 | 7.19 |
Выполнение требований к сварным соединениям | + | + | - | + | 4.2.11 | 7.20 |
Выполнение требований к покрытиям | - | - | + | - | 4.2.15, 4.2.16, 5.8 | 7.12, 7.21 |
Наличие смазки (при необходимости) | - | - | + | - | 4.2.17 | 7.16 |
Расстояние от уровня головок рельсов до горизонтальной оси автосцепки и разность расстояний | - | - | + | - | 4.2.18 | 7.22 |
Предотвращение падения составных частей вагона на путь | + | - | - | - | 4.2.20 | 7.23 |
Показатели прочности вагона | + | - | - | - | 4.3.1 перечисл. а)-д) | 7.24 |
Показатели динамических качеств вагона | + | - | - | - | 4.3.1 перечисл. е)-м) | 7.25 |
Показатели сцепляемости вагона | + | - | - | - | 4.3.1 перечисл. н), п) | 7.26 |
Максимальная статическая погонная нагрузка | + | - | - | - | 4.3.2 | 7.27 |
Динамическая погонная нагрузка | + | - | - | - | 4.3.3 | 7.28 |
Предельно допустимые силы по воздействию вагонов на путь | + | - | - | - | 4.3.4 | 7.28 |
Исполнение и комплектация автоматического пневматического тормоза | + | - | - | - | 4.3.5 | 7.14 |
Тормозной путь | + | - | - | - | 4.3.5 | 7.32 |
Удержание груженого вагона на уклоне стояночным тормозом | + | + | - | + | 4.3.6 | 7.32 |
Требования надежности | - | - | - | + | 4.4 | 7.29 |
Наличие критериев и сведений в эксплуатационной документации | + | - | - | - | 4.6.7, 9.6 | 7.9 |
Комплектность | - | - | + | - | 4.5 | 7.12 |
Маркировка | - | - | + | - | 4.6, 5.3, 5.6 | 7.12 |
Обеспечение безопасности обслуживающего персонала и доступ к оборудованию | + | - | - | - | 5.1 | 7.14 |
Выполнение требований к поверхности | + | - | - | - | 5.2 | 7.14 |
Предохранение крепления | + | + | - | - | 5.4 | 7.12 |
Требования к органам управления механизмами | - | - | + | - | 5.7 | 7.12 |
Требования безопасности к электрооборудованию | + | - | - | - | 5.9-5.11 | 7.30 |
Отсутствие острых ребер, кромок и углов | + | + | - | - | 5.12 | 7.16 |
Стойкость и безопасность материалов | + | - | - | - | 5.13 | 7.14 |
Предотвращение загрязнения окружающей среды | + | + | - | - | 5.14 | 7.31 |
* Приведен рекомендуемый минимальный перечень контролируемых требований для приемочных и квалификационных испытаний. Окончательный перечень контролируемых требований указывают в программе испытаний (см. 6.7). |
6.2 Контроль качества сварных соединений по 4.2.11 выполняют при производственном контроле в течение всего производственного цикла, на всех этапах изготовления сварных конструкций по 7.20.
6.3 При приемо-сдаточных испытаниях проверяют соответствие каждого вагона требованиям настоящего стандарта согласно утвержденной программе.
6.4 Периодическим испытаниям подвергают один вновь изготовленный вагон. Периодические испытания проводят не реже чем один раз в пять лет в соответствии с утвержденной программой.
6.5 Типовые испытания вагонов проводят с целью оценки эффективности и целесообразности изменений, вносимых в комплектацию, конструкцию или технологию их производства, которые могут повлиять либо на технические характеристики, либо на эксплуатацию или соблюдение условий охраны труда или охраны окружающей среды.
Типовые испытания проводят по утвержденной программе. Решение о проведении типовых испытаний принимает изготовитель по согласованию с держателем подлинника конструкторской документации и заказчиком (при необходимости).
6.6 Отбор образцов для периодических испытаний проводят методом с применением случайных чисел или отбора "вслепую" в соответствии с ГОСТ 18321-73 (подразделы 3.2 и 3.4) из числа вагонов, прошедших приемо-сдаточные испытания.
6.7 Приемочные и квалификационные испытания вагонов проводят по утвержденным программам, разработанным в соответствии с ГОСТ 15.902. Количество опытных образцов для приемочных испытаний и образцов для квалификационных испытаний - не менее одного.
Приемочным и квалификационным испытаниям подвергают вагон, прошедший приемо-сдаточные испытания.
6.8 Приемо-сдаточные и периодические испытания автоматического пневматического тормоза и стояночного тормоза по перечислениям в) и г) 4.1.4 выполняют в составе вагона в соответствии с ГОСТ 34434-2018 (приложение Б) и ГОСТ 32880.
6.9 Результаты испытаний считают отрицательными, а вагон не выдержавшим испытания, если в ходе испытаний установлено несоответствие вагона хотя бы одному требованию, заданному для испытания данного вида. При несоответствии результатов испытаний какому-либо требованию принимают меры по устранению недостатков, после чего проводят повторные испытания по этому требованию, пока не будут получены положительные результаты, или принимают решение о нецелесообразности продолжения испытаний.
6.10 Результаты приемо-сдаточных, периодических и типовых испытаний оформляют по ГОСТ 15.309, результаты приемочных и квалификационных испытаний - по ГОСТ 15.902.
6.11 Выполнение требований по каждому установленному показателю надежности по 4.4 проверяют на периодических испытаниях, к дате проведения которых зафиксировано достижение минимальным числом вагонов соответствующего вида ремонта или списания, и далее на каждых последующих периодических испытаниях. Значение минимального числа вагонов определяют по ГОСТ 34632-2020 (пункт 5.3.1).
6.12 В случае принятия решения о проведении инспекторского контроля потребителем или изготовителем вагонов процедура проведения инспекторского контроля вагонов должна соответствовать ГОСТ 32894.