Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34764-2021 Вагоны-самосвалы. Требования к прочности и динамическим качествам (с Поправкой)

Приложение А
(обязательное)

Расчет вагона на устойчивость от опрокидывания при разгрузке

     

А.1 При оценке устойчивости вагона от опрокидывания при разгрузке принимают следующие допущения:

- ось опрокидывания вагона принимают в плоскости головок рельсов на расстоянии от оси пути, равном половине ширины колеи. Плоскость головок рельсов считают горизонтальной (рисунки А.1 и А.2);

- кузов находится в своем конечном положении под максимальным углом наклона к нижней раме (обычно не менее 45°). Открытый боковой борт имеет перелом по отношению к плоскости пола кузова на конструктивный угол (для вагонов с двусторонней разгрузкой - рисунок А.1);

- деформации пути не учитывают;

- рассматривают случай разгрузки, когда груз движется единой массой с максимальной силой трения о пол и борта кузова. При этом принимают, что поперечное сечение призмы груза имеет форму треугольника с передней стороной (плоскостью сползания груза), составляющей с горизонталью угол =75°, а задней - перпендикулярной к плоскости пола (для вагонов с односторонней разгрузкой) или откинутого борта (для вагона с двусторонней разгрузкой). Коэффициент трения груза о кузов принимают равным =0,65.

А.2 Оценку поперечной устойчивости вагона от опрокидывания при разгрузке проводят по коэффициенту устойчивости, определяемому по формуле

,                                    (А.1)

где

- суммарный восстанавливающий момент сил тяжестей элементов конструкции вагона (при суммировании учитывают знак момента), Н·м, определяют по формуле (А.2);

- опрокидывающий момент от ветровой нагрузки, Н·м, определяют по формуле (А.3);

- суммарный опрокидывающий момент, создаваемый грузом, Н·м, определяют по формуле (А.4);

- допустимое значение коэффициента поперечной устойчивости при разгрузке согласно таблице 9.

     


- сила тяжести ходовых частей, Н;


- сила тяжести нижней рамы, Н;


- сила тяжести цилиндров разгрузки, Н;


- сила тяжести механизма открывания бортов, Н;


- сила тяжести кузова, Н;


- сила тяжести торцевых стен, Н;


- сила тяжести верхнего борта, Н;


- сила тяжести нижнего (открытого) борта, Н;

- плечо равнодействующей ветровой нагрузки относительно оси опрокидывания вагона, м;

- соответствующие плечи вышеперечисленных сил относительно оси опрокидывания вагона, м;


- расчетное удельное давление ветра, Па;


- угол наклона кузова, градусы;


- угол перелома открытого борта относительно пола кузова, градус;

- угол откоса груза, градус

Рисунок А.1 - Схема сил, действующих на вагон при разгрузке (вагон с двусторонней разгрузкой)

     


- сила тяжести ходовых частей, Н;


- сила тяжести нижней рамы, Н;


- сила тяжести цилиндров разгрузки, Н;


- сила тяжести кузова, Н;


- сила тяжести торцевых стен, Н;


- сила тяжести верхнего борта, Н;


- сила тяжести консоли борта, Н;


- сила тяжести борта, Н;

- соответствующие плечи вышеперечисленных сил относительно оси опрокидывания вагона, м;


- расчетное удельное давление ветра, Па;

- плечо равнодействующей ветровой нагрузки относительно оси опрокидывания вагона, м;

- угол откоса груза, градус