Расчет вагона на устойчивость от опрокидывания при разгрузке
А.1 При оценке устойчивости вагона от опрокидывания при разгрузке принимают следующие допущения:
- ось опрокидывания вагона принимают в плоскости головок рельсов на расстоянии от оси пути, равном половине ширины колеи. Плоскость головок рельсов считают горизонтальной (рисунки А.1 и А.2);
- кузов находится в своем конечном положении под максимальным углом наклона к нижней раме (обычно не менее 45°). Открытый боковой борт имеет перелом по отношению к плоскости пола кузова на конструктивный угол (для вагонов с двусторонней разгрузкой - рисунок А.1);
- деформации пути не учитывают;
- рассматривают случай разгрузки, когда груз движется единой массой с максимальной силой трения о пол и борта кузова. При этом принимают, что поперечное сечение призмы груза имеет форму треугольника с передней стороной (плоскостью сползания груза), составляющей с горизонталью угол =75°, а задней - перпендикулярной к плоскости пола (для вагонов с односторонней разгрузкой) или откинутого борта (для вагона с двусторонней разгрузкой). Коэффициент трения груза о кузов принимают равным =0,65.
А.2 Оценку поперечной устойчивости вагона от опрокидывания при разгрузке проводят по коэффициенту устойчивости, определяемому по формуле
, (А.1)
где | - суммарный восстанавливающий момент сил тяжестей элементов конструкции вагона (при суммировании учитывают знак момента), Н·м, определяют по формуле (А.2); | |
- опрокидывающий момент от ветровой нагрузки, Н·м, определяют по формуле (А.3); | ||
- суммарный опрокидывающий момент, создаваемый грузом, Н·м, определяют по формуле (А.4); | ||
- допустимое значение коэффициента поперечной устойчивости при разгрузке согласно таблице 9. |
|
- сила тяжести ходовых частей, Н; | |
- сила тяжести нижней рамы, Н; | |
- сила тяжести цилиндров разгрузки, Н; | |
- сила тяжести механизма открывания бортов, Н; | |
- сила тяжести кузова, Н; | |
- сила тяжести торцевых стен, Н; | |
- сила тяжести верхнего борта, Н; | |
- сила тяжести нижнего (открытого) борта, Н; | |
- плечо равнодействующей ветровой нагрузки относительно оси опрокидывания вагона, м; | |
- соответствующие плечи вышеперечисленных сил относительно оси опрокидывания вагона, м; | |
- расчетное удельное давление ветра, Па; | |
- угол наклона кузова, градусы; | |
- угол перелома открытого борта относительно пола кузова, градус; | |
- угол откоса груза, градус |
Рисунок А.1 - Схема сил, действующих на вагон при разгрузке (вагон с двусторонней разгрузкой)
|
- сила тяжести ходовых частей, Н; | |
- сила тяжести нижней рамы, Н; | |
- сила тяжести цилиндров разгрузки, Н; | |
- сила тяжести кузова, Н; | |
- сила тяжести торцевых стен, Н; | |
- сила тяжести верхнего борта, Н; | |
- сила тяжести консоли борта, Н; | |
- сила тяжести борта, Н; | |
- соответствующие плечи вышеперечисленных сил относительно оси опрокидывания вагона, м; | |
- расчетное удельное давление ветра, Па; | |
- плечо равнодействующей ветровой нагрузки относительно оси опрокидывания вагона, м; | |
- угол откоса груза, градус |