Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34759-2021 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний (с Поправкой)

     8.2 Оборудование испытательных участков пути и подвижного состава средствами измерений

8.2.1 Для проведения измерений относительных деформаций в подошве рельсов тензорезисторы наклеивают в продольном по отношению к оси пути направлении: К1 и К2 - на расстоянии 6±1 мм от наружной и внутренней кромок подошвы рельса до середины рабочей части тензорезистора; О1 - по оси рельса с допуском ±1 мм (см. рисунок 1); в остряке, рамном рельсе и переводной кривой стрелочного перевода - на расстоянии 6±1 мм от наружной кромки.

     

     

Рисунок 1 - Схема наклейки тензорезисторов для измерения относительных деформаций в кромках (датчики К1 и К2) подошвы рельсов и по оси рельса (датчик О1)


На прямой и в каждой круговой кривой в пределах участка пути длиной 25 м располагают не менее восьми испытательных сечений с установкой тензорезисторов на одном рельсе в прямой и на наружном и внутреннем рельсе в кривых. При проведении испытаний на звеньевой конструкции пути испытательные сечения располагают на расстоянии не менее 2,2 м от стыка.

Рекомендуется располагать испытательные сечения в зонах наибольших отклонений состояния пути по рихтовке либо в зонах, где по результатам единичного проезда опытного ПС с наибольшей допускаемой для данного участка скоростью зарегистрированы наибольшие показания рамной силы.

Тензорезисторы О1 допускается не наклеивать, в этом случае осевые напряжения вычисляют в соответствии с приложением Б (Б.5.2-Б.5.5).

8.2.2 Для проведения измерений относительных деформаций в подошве рельсов в стрелочном переводе располагают не менее двух испытательных сечений в зоне рамного рельса; не менее четырех испытательных сечений - в зоне переводной кривой с установкой датчиков только на наружном рельсе.

Относительные деформации в наружной кромке подошвы остряка стрелочного перевода определяют в испытательных сечениях с шириной головки остряка 20, 30, 50 и 70 мм с допуском на ширину головки остряка ±2 мм.

8.2.3 Для определения боковой и вертикальной силы, передаваемой от колеса ПС на рельс, проводят измерение относительных деформаций при установке тензорезисторов по 8.2.4 (метод Шлюмпфа). Допускается по согласованию с владельцем инфраструктуры проводить измерение относительных деформаций по 8.2.5 (метод матриц влияния).

Наклейку тензорезисторов проводят на шейку рельса над серединой шпального ящика в одном испытательном сечении на наружном и внутреннем рельсах в прямой и кривой; на рамном и внутреннем рельсе - в стрелочном переводе; на наружном и внутреннем рельсе - переводной кривой стрелочного перевода. Число испытательных сечений для боковой и вертикальной силы на каждом испытательном участке пути (прямой, кривой, стрелочном переводе) должно быть не менее восьми.

8.2.4 Схема наклейки и соединения тензорезисторов по методу Шлюмпфа приведена на рисунке 2.

В выбранном поперечном сечении рельса в вертикальном направлении наклеивают тензорезисторы с номерами 1-6 (рисунок 2, а). Тензорезисторы 1 и 2 наклеивают на расстоянии (110±1) мм от подошвы рельса, 3 и 4 - на расстоянии (54±1) мм от подошвы рельса, а 5 и 6 - на расстоянии (81±1) мм от подошвы рельса.

Примечание - На расстоянии 110 и 54 мм от подошвы рельс Р65 при номинальных размерах сечения имеет одинаковую толщину шейки. На расстоянии 81 мм для номинальных размеров рельса Р65 располагается нейтральная линия вертикального изгиба, показанная штрихпунктирной линией на рисунках 2 и 3.

     

Рисунок 2 - Схема наклейки (а) и соединения тензорезисторов в измерительный мост для определения действующей на рельс боковой (б) и вертикальной (в) сил по методу Шлюмпфа


Тензорезисторы соединяют в два измерительных моста:

- тензорезисторы 1-4 - в измерительный мост (рисунок 2, б). На одну диагональ моста подают питающее напряжение , а вторую диагональ подключают к входу измерительного канала ;

- тензорезисторы 5 и 6 вместе с двумя компенсационными тензорезисторами K - в измерительный мост (рисунок 2, в), на одну диагональ которого подают питающее напряжение , а вторую диагональ подключают к входу измерительного канала .

Допускается измерительные мосты собирать путем числовой обработки результатов измерений одиночных тензорезисторов.

8.2.5 Схема наклейки тензорезисторов по методу матриц влияния приведена на рисунке 3. Для восстановления сил используют показания каждого из тензорезисторов 1-4, наклеенных в вертикальном направлении. Тензорезисторы 1 и 2 наклеивают на расстоянии (110±1) мм от подошвы рельса, 3 и 4 - на расстоянии (54±1) мм от подошвы рельса.