Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 31010-2021 Надежность в технике. Методы оценки риска

Приложение В
(справочное)

Описание приемов

     

В.1 Методы выявления мнений заинтересованных сторон и экспертов

В.1.1 Общие положения

Некоторые из методов, описанных в В.2-В.7, предусматривают использование исходных данных, полученных от заинтересованных сторон и экспертов. Это обеспечивает широкий спектр экспертиз и позволяет вовлекать заинтересованные стороны. Мнения заинтересованных сторон и экспертов могут быть получены на индивидуальной основе (например, путем интервью или опроса) или с использованием групповых методов, таких как мозговой штурм, метод номинальной группы или метод Дельфи. Мнения могут включать в себя раскрытие информации, выражение точки зрения или творческих идей. В В.1 описаны некоторые методы, которые могут быть использованы для получения информации или достижения консенсуса.

В некоторых ситуациях заинтересованные стороны обладают определенным опытом, выполняют определенные функции, и расхождения между ними в мнении невелики. Однако иногда можно ожидать значительного расхождения мнений заинтересованных сторон, могут существовать властные структуры и другие факторы, влияющие на взаимодействие людей. Эти факторы влияют на выбор используемого метода. Количество заинтересованных сторон, которые должны быть проконсультированы, временные ограничения и практические возможности сбора всех необходимых участников вместе влияют на выбор метода.

При использовании группового метода для ведения заседания важно участие опытного и квалифицированного фасилитатора, это позволяет достичь хороших результатов. Функции фасилитатора (координатора) состоят:

- в организации команды;

- получении и распространении соответствующей информации и данных до начала совещания/совместной работы;

- подготовке эффективной структуры и формата встречи/сотрудничества;

- стимулировании творческого мышления для улучшения понимания и генерирования идей;

- проверке того, что результаты точны и максимально свободны от предвзятости.

Контрольные перечни, полученные по результатам классификаций и таксономий, могут быть использованы как часть процесса (см. В.2.2).

Любая методика получения информации, опирающаяся на восприятие и мнения людей, может быть ненадежной и зависеть от различных предубеждений, таких как предубеждение доступности (склонности к переоценке вероятности события), иллюзия, кластеризации (склонности к переоценке значимости малых кластеров в большой выборке) или влияние моды (склонность делать или верить в то, что делают или во что верят другие).

Руководство по функциональному анализу, которое может быть использовано для уменьшения смещения и концентрации творческого мышления на наиболее важных аспектах, приведено в EN 12973 [4].

Информация, на которой основаны выводы и все сделанные предположения, должна быть документирована.

В.1.2 Мозговой штурм

В.1.2.1 Краткое описание

Мозговой штурм - это процесс, используемый для стимулирования и поощрения группы людей к разработке идей, связанных какой-либо темой. Термин "мозговой штурм" часто используют очень свободно, имея в виду любой вид группового обсуждения, но эффективный мозговой штурм требует сознательных усилий для гарантии того, что идеи членов группы стимулируют творчество каждого из остальных участников. Любой анализ или критику идей проводят отдельно от заседания мозгового штурма.

Метод дает наилучшие результаты при наличии эксперта-фасилитатора, который может провести стимуляцию творчества участников без ограничения свободы мышления. Фасилитатор стимулирует группу к охвату всех соответствующих областей и гарантирует, что высказанные идеи будут использованы для последующего анализа.

Мозговой штурм может быть структурированным или неструктурированным. Для структурированного мозгового штурма фасилитатор разбивает обсуждаемый вопрос на разделы и использует подготовленные подсказки для генерации идей на новую тему, когда предыдущая исчерпана. Неструктурированный мозговой штурм часто менее формален. В обоих случаях фасилитатор запускает цепочку идей, а каждый участник генерирует свои идеи. Фасилитатор поддерживает необходимый темп, чтобы позволить идеям вызвать латеральное мышление. Фасилитатор может предложить новое направление или применить другой способ творческого мышления, когда одно направление является исчерпанным или обсуждение слишком далеко отклоняется от цели. Цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше разнообразных идей для последующего анализа.

Показано, что на практике группы генерируют меньше идей, чем те же люди, работающие индивидуально. Например:

- в группе идеи людей направлены на сужение темы, а не на разнообразие подходов;

- задержки в ожидании очереди для высказывания, как правило, блокируют идеи;

- люди, как правило, в группе меньше умственно работают.

Эти тенденции могут быть уменьшены путем:

- предоставления людям возможности работать в одиночку в течение какого-то времени;

- диверсификации команд и изменения состава команд;