Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию

     6.1 Требования к проектированию поперечного уклона проезжей части и обочин

6.1.1 При односкатном поперечном профиле.

6.1.1.1 Водоотвод с поверхности автомобильных дорог на кривых в плане радиусом менее 3000 м на дорогах I категории и 2000 м на дорогах других категорий необходимо обеспечить устройством односкатного поперечного профиля (виража).

6.1.1.2 Поперечные уклоны проезжей части и обочин на автомобильных дорогах с односкатным поперечным профилем выполняют по ГОСТ 33475-2015 (пункты 3.15, 3.19).

6.1.2 При двускатном поперечном профиле.

6.1.2.1 С целью своевременного отвода воды с поверхности покрытия следует предусматривать устройство проезжей части с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках автомобильных дорог.

6.1.2.2 Двускатный поперечный профиль необходимо проектировать на кривых в плане с радиусом 3000 м и более для автомобильных дорог I категории и радиусом 2000 м и более для автомобильных дорог II-IV категорий.

6.1.2.3 Поперечный уклон проезжей части следует принимать в зависимости от категории автомобильной дороги, типа покрытия, числа полос движения и климатических условий района проектирования по таблице 1.

Таблица 1 - Поперечный уклон проезжей части двускатного профиля

Категория

Полоса движения

Поперечный уклон, ‰, для

автомобильной дороги

II-IV ДКЗ

V ДКЗ

I

Первая и вторая полосы от разделительной полосы

25

15

Третья и последующие полосы

20

II-IV

Каждая

20

15

Примечание - В таблице указаны поперечные уклоны для асфальтобетонных покрытий. На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают от 25‰ до 30‰, а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камня - от 30‰ до 40‰.

6.1.2.4 Величину поперечных уклонов обочин на прямолинейных участках и на кривых в плане без наличия виража необходимо принимать больше величины поперечных уклонов проезжей части во избежание застоя воды на обочинах и их размывов.

6.1.2.5 С целью повышения уровня безопасности и удобства движения рекомендуется устраивать краевую полосу обочины по типу основной проезжей части по ГОСТ 33475-2015 (пункт 2.1), а остальную часть обочины укреплять с применением вяжущих, щебнем, гравием, шлаком, бетонными плитками или засевом трав в зависимости от климатических условий и назначения автомобильной дороги.

6.1.2.6 В зависимости от типа укрепления обочин следует назначать следующие величины поперечных уклонов:

- от 30‰ до 40‰ - при укреплении с применением вяжущих и бетонными плитами;

- от 40‰ до 60‰  при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами;

- от 50‰ до 60‰ включительно - при укреплении дернованием или засевом трав.

6.1.2.7 Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, рекомендуется уклон от 50‰ до 80‰. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40‰.

6.1.2.8 Для защиты откосов земляного полотна от разрушающего воздействия их допускается укреплять засевом трав, тяжелыми грунтами в соответствии с требованиями ГОСТ 33063-2014 (пункт 4.4), органическими вяжущими, сборными бетонными конструкциями, габионами, конструкциями с применением геосинтетических материалов в соответствии с [2], раздел 7.