9.1 При ремонте водопропускных труб проводят:
- замену отдельных звеньев, секций или оголовков;
- восстановление изоляции и стыков звеньев с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами;
- восстановление отдельных нарушений металла сваркой;
- восстановление антикоррозионного покрытия;
- заделку сколов и раковин;
- расчистку подводящих и отводящих русел.
9.2 Ремонт водопропускных труб следует проводить преимущественно в летний период.
9.3 Перекладку и замену звеньев и оголовков следует выполнять при значительных разрушениях и деформациях (растяжка труб, вертикальное смещение звеньев, отклонение формы поперечного сечения металлических и полимерных композитных конструкций от допустимых значений). При замене элементов следует руководствоваться положениями раздела 8.
9.4 Замену или перекладку отдельных звеньев (секций) или оголовков осуществляют путем устройства котлована с удалением грунта земляного полотна с предварительной организацией безопасного движения транспортных средств по объездной или временной автомобильной дороге.
9.5 При деформации гофра металлических конструкций требуется проводить замену секции полностью. Допускается замена только поврежденной части. При этом поврежденную часть следует отрезать и установить новую часть (длиной, равной отрезанной) при помощи дополнительного бандажа. В случае деформации конструкции без повреждения гофра деформированный участок следует переложить, восстановив геометрические параметры.
9.6 На бетонных трубах, имеющих повреждения элементов (разрушение защитного слоя с коррозией арматуры, нарушение гидроизоляции), выполняют работы по устранению дефектов бетона и арматуры, восстанавливают гидроизоляцию.
9.7 На металлических трубах, имеющих сквозные локальные отверстия, выполняют работы по их (сквозных отверстий) ремонту путем установки фасонных заплаток из гофрированной трубы таких же диаметра, высоты гофра и толщины металла на сварку или на болтовые соединения.
9.8 При коррозии металлических элементов выполняют работы по подготовке поверхности и восстановлению защитного покрытия. При восстановлении защитного покрытия допускается использовать метод газопламенного нанесения порошковой полимерной композиции.
9.9 Бетонные и железобетонные конструкции (трещины, сколы) восстанавливают цементными, бетонными и полимербетонными материалами с устройством опалубки (при необходимости) в соответствии с ГОСТ 31384, ГОСТ 32016, ГОСТ 32017 или с применением напыляемых полимерных материалов. Незначительные дефекты (трещины, сколы) полимерных композитных конструкций восстанавливают полимерными клеевыми составами; незначительные дефекты металлических конструкций - сваркой с последующим нанесением антикоррозийного покрытия на участки сварочных работ.
9.10 Для конструкций из металлических (за исключением гофрированных) и полимерных композитных материалов допускается вырезать и менять только деформированные участки без замены всего звена с устройством обязательного временного укрепления при обеспечении требуемой жесткости звена трубы.
9.11 При незначительном отклонении геометрического положения элементов бетонных, железобетонных и металлических труб следует предусматривать восстановление звеньев полимерными и полимерными композиционными материалами, а также металлическими и спиральновитыми гофрированными металлическими конструкциями путем установки внутри существующих звеньев трубы следующими методами:
а) метод "труба в трубе" (гильзование): прокладка звеньев водопропускной трубы из полимерных композиционных материалов, из спиральновитых гофрированных металлических конструкций внутри ремонтируемых бетонных, железобетонных и металлических труб с последующим бетонированием межтрубного пространства;
б) восстановление с использованием анкерных листов: крепление анкерного листа, сваренного в секции по форме трубы на подготовленный арматурный каркас, прикрепленный к железобетонным или бетонным трубам при помощи анкеров, с последующим омоноличиванием анкерного листа и заполнением межтрубного пространства;
в) метод навивки: спиральная навивка полимерного профиля (лайнера) внутри трубы, который повторяет форму трубы (образует собой внутреннюю трубу);
г) санация полимерными материалами: введение внутрь трубы полимерного или полимерно-тканевого рукава для повторения внутреннего профиля трубы и полимеризация рукава за счет поддержания требуемой температуры нагретой водой или с помощью источника ультрафиолетового излучения.
Принятые решения должны быть обоснованы гидравлическим расчетом.
9.12 Следует устраивать плавное сопряжение старой и новой конструкции и заполнять межтрубное пространство безусадочной быстротвердеющей и полимербетонной (бетонной) смесью повышенной пластичности.
9.13 При отсутствии возможности восстановить гидроизоляцию без вскрытия насыпи над трубой с применением инъекторов или другого специального оборудования восстановление наружной гидроизоляции (по ее наружной поверхности) следует производить с удалением грунта земляного полотна с предварительной организацией безопасного движения транспортных средств по автомобильной дороге.
9.14 Пустоты за трубами диаметром более 1 м, образующиеся вследствие вымывания грунта через дефектные швы, допускается заполнять без раскрытия насыпи цементно-песчаной или полимер-цементной смесью под давлением с внутренней стороны трубы. После заполнения пустот дефектные швы заделывают.
9.15 Деформированные оголовки заменяют с одновременным устранением причин, вызвавших деформации.
9.16 При восстановлении укрепления откосов насыпи, подводящего и отводящего русла применяют следующие типы укрепления: бетон, железобетон, габионные конструкции, камень и щебень, укрепление с использованием полиуретанового вяжущего.
9.17 При отсутствии поверхностного водоотвода на тех участках дорог, на которых размещены трубы, для предотвращения размывов и организации спуска воды по обе стороны проезжей части у трубы устраивают лотки. Принятые решения должны быть обоснованы гидравлическим расчетом.