Статус документа
Статус документа

ГОСТ IEC 61800-9-2-2021 Системы силовых электроприводов с регулируемой скоростью. Часть 9-2. Энергоэффективность систем силовых электроприводов, пускателей электродвигателя, силовой электроники и электромеханических комплексов на их основе. Показатели энергоэффективности систем силовых электроприводов и пускателей электродвигателя

     4.2 Опорные рабочие точки эталонных комплектного электропривода, комплектного преобразователя и двигателя


Все исполнительные механизмы могут быть охарактеризованы в каждом рабочем режиме требуемой мощностью, определяемой как произведение момента на скорость вращения в данной рабочей точке. Данной точке соответствуют определенные потери в электромеханическом комплексе.

Набор рабочих точек (момент, скорость), в которых потенциально возможна работа механизма, бесконечен. Теоретически, надо подсчитать потери во всех точках. На практике, однако, достаточно знать потери в нескольких (восьми) точках, представленных для эталонного комплектного электропривода на рисунке 4, эталонного двигателя - на рисунке 5 и эталонного преобразователя - на рисунке 6.

Для рабочих точек с частотой вращения более нуля потери даны в процентах от выходной механической мощности. Номинальный КПД определяют как отношение номинальной механической мощности на валу к электрической потребляемой мощности на входе (включая потери).

В настоящем стандарте потери, отнесенные к номинальной выходной мощности электропривода , %, рассмотрены вместо КПД с целью достижения универсальности глобальной оценки энергоэффективности электромеханического комплекса в целом.

Рисунок 4 - Опорные рабочие точки (относительные частота вращения и момент на валу) для определения относительных потерь эталонного комплектного электропривода (RPDS)


Существуют исполнительные механизмы, в которых требуется поддерживать момент во время паузы. Для таких механизмов КПД не является представительной характеристикой.

Как уже определено, абсолютные потери эталонного комплектного электропривода являются суммой потерь эталонных преобразователя и двигателя, поэтому данные потери могут быть рассчитаны от точки к точке по следующей формуле:

.                                                (1)


Относительные потери эталонного электропривода рассчитывают по относительным потерям эталонных преобразователя и двигателя по формуле

.                                          (2)


При номинальных частоте вращения и моменте должна быть использована модифицированная формула в соответствии с уравнением (19).

Рисунок 5 - Опорные рабочие точки (относительные частота вращения и момент на валу) для определения относительных потерь эталонного двигателя (RM)


Рабочие точки эталонного преобразователя RCDM не могут быть заданы в координатах частоты вращения и момента, поскольку комплектный преобразователь обеспечивает только ток и напряжение на выходе. Чтобы обеспечить воспроизводимое сравнение и необходимую модуляцию, основная гармоника выходного переменного напряжения должна составлять 90% переменного напряжения на входе.

Примечание 1 - Потери в RCDM при 90% выходного напряжения близки к потерям при 100% выходного напряжения (в инверторе потери несколько выше, в то время как в выпрямителе - ниже), поэтому могут быть использованы как потери при частоте 100% частоты вращения.

Примечание 2 - Для асинхронных двигателей моментообразующим током является ток ротора. Соотношение между этим током и током статора двигателя приведено в таблице 1.

Примечание 3 - На рисунке 6 рабочие точки на оси абсцисс достижимы лишь при отличном от нуля значении выходного напряжения преобразователя, чтобы обеспечить падение напряжения на активном сопротивлении обмоток.

Относительное значение основной гармоники выходного напряжения комплектного преобразователя, %, не должно быть ниже относительного значения выходной частоты, %.

Потери в промежуточных рабочих точках следует вычислять по одному из расчетных методов, представленных в приложении E (Е.2.1):