Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59588-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обеспечение безопасности медицинских организаций

ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ НА ОБЪЕКТАХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общие требования

Providing safety for medical institutions. Providing security for the facilities of medical institutions. General requirements



ОКС 13.310

         11.020.10

Дата введения 2021-08-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой из представителей Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы (Союз ОСО), Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности "Федеральный координационный центр руководителей охранных структур" (ФКЦ РОС), Автономной некоммерческой организации Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственных структур безопасности (НИЦ "Безопасность"), Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Старк-Групп" (ООО ЧОП "Старк-Групп")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2021 г. N 628-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2022 год, введенная в действие с 28.01.2021

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку организации оказания охранных услуг на объектах медицинских организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Требования настоящего стандарта распространяются на частные охранные организации и оказание ими охранных услуг на объектах медицинских организаций с круглосуточным пребыванием пациентов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Требования настоящего стандарта также распространяются на оказание охранных услуг на объектах стационарного типа, являющихся отдельными структурными подразделениями медицинских образовательных организаций высшего образования (клиники), где ведется научная и учебная работа, и амбулаторно-поликлинических лечебно-профилактических организаций, диагностических центров, где лечебная работа ведется методом диагностирования, диспансеризации, профилактической и амбулаторной медицинской помощи, с учетом особенностей отсутствия круглосуточного пребывания пациентов.

1.2 Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание охранными организациями видов охранных услуг, связанных:

- с защитой жизни и здоровья граждан;

- консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечением порядка в местах проведения массовых мероприятий [1].

1.3 Положения настоящего стандарта не распространяются:

а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств;

в) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52551 Системы охраны и безопасности. Термины и определения

ГОСТ Р 57278 Ограждения защитные. Классификация. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52551 и ГОСТ Р 57278, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 карта угроз: Перечень базовых угроз безопасности, наиболее характерных для определенного типа и вида охраняемых объектов, их потенциально опасных зон.

3.2 лечебно-охранительный режим: Комплекс профилактических, лечебных, организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на создание психического, физического благополучия и безопасности пациента. Он включает создание условий и выполнение режима, щадящих психику больного и посетителей, соблюдение больными и персоналом правил внутреннего распорядка [2].

3.3 медицинская организация: Юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности [3].

3.4 модель угрозы безопасности: Наиболее часто встречающиеся характерные признаки угрозы и условия ее реализации, описание существующих угроз, их актуальности, возможности реализации и последствий, определение источников угрозы, выявление критических узлов и элементов, определение угроз для каждого критического элемента.

3.5 объекты медицинских организаций: Комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) [3], [4], [5].

3.6 начальник охраны (объекта, участка): Специалист среднего звена частной охранной организации, за которым закреплена зона профессиональной ответственности в виде одного крупного объекта (чаще - медицинского стационара), либо нескольких небольших (поликлиник, диспансеров), на которых он организует деятельность по обеспечению охраны, подбору и расстановке работников, и решению всех вопросов взаимодействия частной охранной организации с администрацией охраняемой медицинской организации и правоохранительными органами. Должность (профессия) служащего начальник охраны (объекта, участка) соответствует коду 24778 Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Примечание - В зависимости от объемов услуги или значимости охраняемого объекта обязанности по должности "начальник охраны (объекта, участка)" могут быть возложены на иных должностных лиц частной охранной организации.

3.7 санитарно-эпидемиологический режим: Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима.

3.8 стационарный пост охраны: Помещения, территория внутри периметра (часть территории), выделенная охраннику медицинской организации в качестве зоны профессиональной ответственности для осуществления трудовых функций, а также рабочее место охранника.

3.9 рабочее место охранника: Основная рабочая зона (локальная часть стационарного поста охраны), где охранник медицинской организации исполняет большую часть своей трудовой функции (технический мониторинг уровня угроз и осуществление пропускного режима), где могут быть расположены индикаторы технических средств охраны и постовая документация.

3.10 техническое задание на охрану объекта: Документ, разработанный заказчиком охранных услуг, в котором изложены требования, параметры и основные эксплуатационные характеристики проекта, объекта или системы охраны в целях заключения договора на оказание охранных услуг.

3.11 уполномоченные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения: Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

3.12 уязвимые места: Критические элементы объекта, в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель может успешно реализовать свои цели.

     4 Общие положения

4.1 На объектах медицинских организаций должны проводиться охранные мероприятия, в зависимости от:

- категории объекта (с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения) [5];

- типа и вида медицинских организаций и свойственных им картам и моделям угроз.

4.2 Охрана объектов медицинских организаций может осуществляться охранными организациями, указанными в 1.1 настоящего стандарта, на основании договоров на оказание охранных услуг с медицинскими организациями и прилагаемыми техническими заданиями.

Охрану объектов медицинских организаций и их имущества следует организовывать в том числе совместно с обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах.

В договоре на оказание охранных услуг должны быть указаны основания и условия для введения режимов усиления охраны, выставления дополнительных постов, зависящих от наступления критических и чрезвычайных ситуаций.

4.3 Работники охранных организаций, выполняющие охранные функции на объектах медицинских организаций, а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности медицинских организаций (при их наличии).


(Поправка. ИУС N 3-2022).

4.4 Контроль за организацией охраны объектов медицинских организаций должен осуществляться руководством уполномоченных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, иного органа (организации), являющегося правообладателем объектов, и руководством медицинской организации.

Руководству охранной организации по согласованию с руководством медицинской организации рекомендуется осуществлять дополнительные контрольные мероприятия (проверки) по вопросам обеспечения охраны на охраняемых объектах и разрабатывать совместные планы их проведения.

К контрольным мероприятиям (проверкам) могут привлекаться общественные организации, отраслевые объединения работодателей, а также саморегулируемые организации (при их наличии), работающие в сфере охраны и безопасности.

4.5 Руководство охранной организации либо начальник охраны (объекта, участка) должны обеспечивать периодический обмен информацией (не реже одного раза в неделю) с руководителем медицинской организации либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, по вопросам обеспечения охраны объекта, имеющихся, либо потенциальных рисков возникновения угроз, связанных с охраной медицинской организации.

4.6 Перед началом оказания охранных услуг начальнику охраны (объекта, участка) либо руководителю охранной организации совместно с руководителем медицинской организации, либо уполномоченным им должностным лицом, отвечающим за вопросы безопасности и антитеррористической защищенности, в соответствии с техническим заданием на оказание охранных услуг рекомендуется проводить обследование объекта охраны.

     5 Проведение обследований объектов охраны медицинских организаций перед началом оказания охранных услуг

5.1 В ходе проведения обследования объектов медицинских организаций перед взятием их под охрану (после заключения договора на оказание охранных услуг) проводится анализ уязвимости объектов в целом, выявление уязвимых зон, потенциально опасных участков, в том числе оценивается существующая система охраны.

Начальнику охраны (объекта, участка) вместе со старшими смен следует:

- ознакомиться с результатами деятельности предшествующих комиссий по категорированию объекта с целью определения уровня категории террористической опасности, в том числе уяснения состояния его антитеррористической защищенности (при наличии соответствующего допуска для ознакомления сданными документами);

- изучить конструктивные и технические характеристики объекта, организацию его функционирования, применяемые меры по обеспечению безопасного функционирования объекта;

- определить потенциально опасные участки объекта и спланировать мероприятия по минимизации на них рисков и угроз (конструктивные и технологические элементы объекта, в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объектах здравоохранения, места использования и хранения опасных веществ и материалов).

5.2 При проведении обследования рекомендуется:

- учитывать специфику и вид объекта, берущегося под охрану;

- моделировать угрозы безопасности по наиболее часто встречающимся характерным признакам и условиям их осуществления (реализации);

- определять модели потенциальных нарушителей;

- определять степень обеспечения надежности охраны с учетом выявленных угроз и состояния защищенности потенциально опасных зон;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs