0.1 Общие положения
Настоящий стандарт предназначен для использования организациями в качестве справочного материала при выборе мер обеспечения информационной безопасности (ИБ) в процессе внедрения системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ) на основе ИСО/МЭК 27001 [10] или в качестве руководства для организаций, реализующих общепринятые меры обеспечения ИБ. Настоящий стандарт также предназначен для использования при разработке отраслевых руководств и руководств для конкретных организаций по менеджменту информационной безопасности с учетом характерных для них рисков ИБ).
_______________
Положения настоящего стандарта должны рассматриваться с учетом требований национальных нормативных актов и стандартов Российской Федерации в области защиты информации.
Организации всех типов и размеров (включая государственный и частный сектор, коммерческие и некоммерческие организации) собирают, обрабатывают, хранят и передают информацию в различной форме, в том числе электронную, физическую и устную (например, переговоры и презентации).
Ценность информации выходит за рамки написанных слов, цифр и изображений: знания, концепции, идеи и бренды являются примерами нематериальных форм информации. Во взаимосвязанном мире информация и связанные с ней процессы, системы, сети и персонал, участвующий в их эксплуатации, обработке и защите, являются активами, которые, как и другие важные бизнес-активы, представляют ценность для бизнеса организации и, следовательно, заслуживают или нуждаются в защите от различных угроз.
Активы подвержены как преднамеренным, так и случайным угрозам, поскольку связанные с ними процессы, системы, сети и люди имеют присущие им уязвимости. Изменения в бизнес-процессах и системах или другие внешние изменения (такие, как новые законы и нормативные акты) могут создавать новые риски ИБ. Следовательно, учитывая множество способов использования уязвимостей угрозами для нанесения вреда организации, риски ИБ всегда будут присутствовать. Эффективная защита информации снижает эти риски, защищая организацию от угроз и уязвимостей, и тем самым уменьшает влияние рисков на ее активы.
ИБ достигается путем внедрения подходящего набора мер обеспечения ИБ, включая политики, процессы, процедуры, организационные структуры и функции программного и аппаратного обеспечения. Эти меры необходимо установить, внедрить, контролировать, пересматривать и улучшать, где это необходимо, для достижения конкретных целей безопасности и бизнеса организации. СМИБ, как это определено в ИСО/МЭК 27001 [10], дает целостное и скоординированное представление о рисках ИБ организации для целей реализации всеобъемлющего набора мер обеспечения ИБ в рамках общей системы менеджмента.
Многие информационные системы не разрабатывались безопасными в контексте ИСО/МЭК 27001 [10] и настоящего стандарта. Безопасность, которая может быть достигнута с помощью технических средств, ограничена и должна поддерживаться надлежащим управлением и процедурами. Процесс определения мер обеспечения ИБ, которые должны быть внедрены, требует тщательного планирования и внимания к деталям. Эффективная СМИБ нуждается в поддержке со стороны всех работников организации. Также может потребоваться участие акционеров, поставщиков или других внешних сторон. Кроме того, могут потребоваться консультации внешних специалистов.
В более общем смысле внедрение эффективной СМИБ повышает уверенность руководства и других заинтересованных сторон в том, что активы организации находятся в безопасности и защищены от вреда, тем самым способствуя ведению бизнеса.
0.2 Требования информационной безопасности
Крайне важно, чтобы организация определила применимые требования безопасности. Существует три основных источника требований безопасности:
a) оценка рисков для организации с учетом общей бизнес-стратегии и целей организации. Посредством оценки риска выявляют угрозы активам, оценивают уязвимости, вероятности возникновения и предполагаемое потенциальное воздействие;
b) юридические, законодательные, нормативные и договорные требования, которые должна выполнять организация, ее торговые партнеры, подрядчики и поставщики услуг, а также их социально-культурная среда;
с) набор принципов, целей и требований бизнеса по обращению, обработке, хранению, передаче и архивированию информации, которые организация разработала для поддержки своей деятельности.
Ресурсы, используемые для внедрения мер обеспечения ИБ, должны быть соизмеримы с ущербом для бизнеса, к которому могут привести проблемы безопасности при отсутствии этих мер. Результаты оценки рисков могут стать основанием для принятия соответствующих решений руководством и помогут расставить приоритеты для управления рисками ИБ и внедрения мер обеспечения ИБ, выбранных для защиты от этих рисков.
ИСО/МЭК 27005 [11] предоставляет руководство по менеджменту рисков ИБ, которое включает в себя рекомендации по оценке, коммуникации, мониторингу и пересмотру рисков.
0.3 Выбор мер обеспечения информационной безопасности
Меры обеспечения ИБ могут быть выбраны как из настоящего стандарта, так и из других источников. При необходимости могут быть разработаны новые меры для удовлетворения специфичных потребностей организации.
Выбор мер обеспечения ИБ зависит от организационных решений, основанных на критериях принятия риска, вариантах обработки риска и общем подходе к управлению рисками, применяемом в организации, а также должен учитывать соответствующее национальное и международное законодательство и нормативное регулирование. При выборе мер для обеспечения надежной информационной безопасности необходимо предполагать, как меры могут взаимодействовать между собой.
Некоторые из мер обеспечения ИБ, приведенных в настоящем стандарте, могут рассматриваться как руководство по менеджменту ИБ и применимы для большинства организаций. Информация о мерах обеспечения ИБ и руководстве по их применению приведена ниже. Более подробная информация о выборе мер обеспечения ИБ и других вариантах обработки риска содержится в ИСО/МЭК 27005 [11].
0.4 Разработка собственных рекомендаций
Настоящий стандарт можно рассматривать как основу для разработки рекомендаций, специфичных для организации. Не все меры обеспечения ИБ и рекомендации из настоящего свода норм и правил могут быть применимы. Кроме того, могут потребоваться дополнительные меры и рекомендации, не включенные в настоящий стандарт. В документы, содержащие дополнительные рекомендации или меры, где это применимо, полезно включать перекрестные ссылки на соответствующие пункты настоящего стандарта для облегчения проведения проверки соответствия аудиторами и партнерами по бизнесу.
0.5 Вопросы жизненного цикла
Информация имеет свой естественный жизненный цикл, начинающийся от ее создания, проходящий через хранение, обработку, использование и передачу и заканчивающийся ее устареванием или полным уничтожением. Ценность активов и риски для них могут изменяться в течение жизненного цикла (например, ущерб от несанкционированного раскрытия или от кражи финансовых отчетов компании менее значителен после их официального опубликования), однако ИБ в разной степени важна на всех этапах жизненного цикла.
ИБ должна приниматься во внимание на каждом этапе жизненного цикла информационных систем, в пределах которого они планируются, конкретизируются, проектируются, разрабатываются, тестируются, внедряются, используются, поддерживаются и выводятся из эксплуатации. Новые системные разработки и изменения в существующих системах предоставляют организациям возможность обновления и совершенствования мер обеспечения ИБ, принимая во внимание совершившиеся инциденты, а также текущие и прогнозируемые риски ИБ.
0.6 Связанные стандарты
В то время как настоящий стандарт содержит руководство по применению достаточно широкого комплекса мер обеспечения ИБ, универсально применимого во множестве организаций различного типа, в других стандартах семейства ИСО/МЭК 27000 представлены дополнительные рекомендации или требования в отношении других частных аспектов менеджмента ИБ.