4.3.1 Общий обзор
Система управления доступом обеспечивает соблюдение политики разграничения доступа и выполняет две основные операционные функции:
- присвоение субъектам привилегий доступа к ресурсам до начала операционного использования; альтернативным образом присвоение привилегий доступа атрибутам (как в модели разграничения доступа на основе идентификационных данных, см. 4.3.2), а затем присвоение атрибутов субъектам, которые наследуют соответствующие привилегии доступа;
- использование этих привилегий (вместе с другой информацией, где это уместно) для разграничения доступа субъектов к ресурсам системы при операционном использовании.
Кроме того, система управления доступом обеспечивает административные функции для поддержки основных функций, включая:
- управление политиками;
- управление связанными с политиками атрибутами доступа;
- управление мониторингом и учетом (аудитом).
Политика доступа к ресурсам должна реализовывать следующие принципы:
- установление атрибутов доступа на основе принципа "необходимого знания";
- минимизацию доступа к данным с целью ограничения доступа только строго необходимыми данными и сведения к минимуму риска утечки и раскрытия данных;
- отделение и обеспечение защиты чувствительных данных;
- обеспечение защиты персональных данных;
- применение многофакторной аутентификации в случае критичности и чувствительности ресурса, к которому предоставляется доступ.
4.3.2 Политика управления доступом
Система управления доступом обеспечивает соблюдение политики разграничения доступа. Существует ряд моделей разграничения доступа (см. приложение А). В настоящем стандарте содержится описание моделей разграничения доступа, которые являются достаточно гибкими, чтобы быть пригодными для использования и в централизованной, и в распределенной сетевой среде:
- разграничение доступа на основе идентификационных данных (identity-based access control);
- разграничение доступа на основе ролей (role-based access control);
- разграничение доступа на основе атрибутов (attribute-based access control).
Политика разграничения доступа должна быть описана на естественном языке или посредством другого пригодного представления, например формального языка, чтобы выражать цели разграничения доступа к ресурсам, методы и процессы осуществления контроля и любые требования мониторинга, аудита и других неосновных функций.
В организации может существовать ряд политик разграничения доступа. Как правило, доступ к группе ресурсов одной технологии может быть осуществлен под контролем точки принятия решений, отвечающей одной политике, в то время как доступ к другой группе ресурсов, разработанных с использованием другой технологии, будет осуществлен под контролем другой точки принятия решений, отвечающей второй политике разграничения доступа. Рекомендуется, чтобы обе точки принятия решений могли соответствовать одной и той же политике разграничения доступа.
В случаях, когда в организации действует несколько систем управления доступом и они должны быть интегрированы в единую систему, необходимо устранить разногласия политик, выработать и документально оформить общую политику разграничения доступа. Альтернативным подходом может быть интеграция систем в виде внутриорганизационного объединения; в этом случае следует учитывать соображения и требования, приведенные в 4.3.8.
Разграничение доступа обеспечивается посредством механизмов разрешения или отказа в выполнении операций с ресурсами на основе политики разграничения доступа.
Решения об авторизации принимаются на основе оценивания привилегий и атрибутов субъекта относительно правил доступа, установленных для соответствующего ресурса. Правила могут включать в себя атрибуты среды, такие как время суток и местоположение, из которых делается запрос. Например, все операции с ресурсом могут быть запрещены в период времени между 21:00 и 7:00.
Если применяется мандатное разграничение доступа, правило обязательно будет общим для совокупности ресурсов. Например, субъекты должны иметь допуск к работе для осуществления любой операции, которую они хотели бы выполнить в отношении данного набора ресурсов.
Примечание - Так как последовательно может применяться несколько правил, порядок их применения может влиять на эффективность процесса принятия решения. Однако оптимальное упорядочение будет зависеть от относительной вероятности принятия решений о предоставлении/отказе в доступе при операционном использовании.
Отдельные правила могут быть реализованы с помощью матрицы разграничения доступа, связанной с каждым ресурсом, которая содержит одну или несколько записей.
Каждая запись будет определять условие(я), которое(ые) необходимо выполнить субъекту для осуществления одной или нескольких операций с ресурсом. Главное условие для выполнения состоит в том, что субъект должен обладать некоторой(ыми) привилегией(ями).