В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 59381, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 атрибут (attribute): Характеристика, признак или свойство, используемые для описания и управления доступом к ресурсу.
Примечания
1 Правила предоставления доступа к ресурсу устанавливаются в политике управления доступом, которая определяет необходимые атрибуты для разрешения доступа субъекта к ресурсу для определенной операции.
2 Примерами атрибутов могут быть атрибуты субъекта, атрибуты ресурса, атрибуты окружения и иные атрибуты, используемые для управления доступом, как определено в политике управления доступом.
3.2 конечная точка (endpoint): Сервис принятия решения в системе управления доступом, в котором осуществляется функция управления доступом.
Примечания
1 Возможны следующие различные виды конечных точек:
- сервис принятия решения по результату аутентификации субъекта доступа;
- сервис принятия решения по авторизации субъекта доступа;
- сервис обнаружения конечных точек, осуществляющий поиск и определяющий местонахождение конечных точек;
- сервис начального обнаружения конечных точек, используемый в начале взаимодействия субъекта с системой управления доступом.
2 Сервисы обнаружения конечных точек обычно используются в распределенных сетевых системах.
3.3 привилегия (privilege): Метка разрешения для субъекта на доступ к ресурсу.
Примечания
1 Привилегия является необходимым, но не достаточным условием для доступа. Доступ осуществляется, когда запрос доступа удовлетворяется в соответствии с принятой политикой управления доступом. Политика управления доступом основывается на привилегиях и может включать в себя другие факторы среды (например, время дня, местоположение и т.д.).
2 Привилегии имеют форму данных, представляемых или получаемых субъектом. Эти данные используются точкой принятия решений по политике для разрешения или отказа в осуществлении операции, которую субъект хочет осуществить с ресурсом.
3 Ресурс может иметь несколько различных ассоциированных с ним привилегий, которые соответствуют определенным уровням доступа. Например, ресурс данных может иметь права на чтение, запись, выполнение и удаление, доступные для назначения субъектам. Запрос субъекта на доступ к ресурсу может быть разрешен для некоторых уровней доступа, но запрещен для других уровней, в зависимости от уровня запрашиваемого доступа и привилегий ресурса, назначенных субъекту.
4 Право доступа определяет возможное действие, которое субъект может выполнять с ресурсом.
3.4 принцип необходимого знания (need-to-know): Цель безопасности, состоящая в поддержании доступа субъекта к информационным ресурсам на минимальном уровне, необходимом для выполнения своих функций делающим запрос пользователем.
Примечания
1 Принцип необходимого знания санкционируется по усмотрению владельца ресурса.
2 Принцип необходимого наличия - это цель безопасности запрашивающей стороны для выполнения конкретных задач, которые могут ограничиваться по усмотрению владельца ресурса.
3.5 разграничение доступа (access control): Разрешение или отказ в осуществлении операции с ресурсом.
Примечания
1 Основной целью разграничения доступа является предотвращение несанкционированного доступа к информации или использование информационных ресурсов на основе бизнес-требований и требований безопасности, т.е. применение политик доступа к конкретным запросам.
2 При получении запроса от аутентифицированного субъекта владелец ресурса разрешает (или не разрешает) доступ в соответствии с политикой доступа и привилегиями субъекта.
3.6 реализация, ориентированная на организацию (enterprise centric implementation): Управление доступом, проводимое под контролем точки принятия решений по политике.