8.1 Механические (деформационные и прочностные) характеристики грунтов и малосвязных материалов для дополнительного слоя основания
8.1.1 Расчетные характеристики грунтов рабочего слоя земляного полотна и малосвязных материалов для дополнительных слоев основания приведены в приложении В.
Расчетные механические характеристики грунтов:
- деформативные: модуль упругости - в зависимости от расчетной влажности по таблице В.5 приложения В;
- прочностные: угол внутреннего трения и удельное сцепление - в зависимости от расчетной влажности и числа приложений приведенной нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице В.5 приложения В.
Расчетные механические характеристики малосвязных материалов:
- модуль упругости , независимо от расчетной влажности, принимают одинаковым во всех ДКЗ по таблице В.6 приложения В;
- угол внутреннего трения и удельное сцепление - в зависимости от числа приложений приведенной нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице В.7 приложения В.
Расчетные механические характеристики грунтов и малосвязных материалов (модуль упругости , , угол внутреннего трения и удельное сцепление ) назначают в следующей последовательности:
- определяют суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки ;
- для грунтов вычисляют расчетную влажность по методике, изложенной в В.1 приложения В;
- устанавливают , , и грунта и малосвязных материалов дополнительного слоя основания.
(Поправка. ИУС N 11-2021).
8.2 Расчетные механические характеристики материалов для слоев оснований дорожной одежды
Расчетные характеристики материалов для оснований дорожной одежды, обработанных и не обработанных вяжущими, не зависят от погодно-климатических условий и принимаются при расчетах постоянными во всех климатических зонах при кратковременном и длительном (статическом) нагружении, в соответствии с таблицами Г.1-Г.3 приложения Г.
8.3 Расчетные характеристики асфальтобетона
8.3.1 Асфальтобетонное покрытие обладает упруго-вязко-пластическими свойствами, поэтому модули упругости асфальтобетона в значительной мере зависят от температуры, цикличности приложения нагрузки и режима нагружения, а также скорости приложения нагрузки и продолжительности ее действия. При многократном приложении нагрузки в асфальтобетоне развиваются усталостные деформации, приводящие к потере прочности на растяжение при изгибе.
8.3.2 Расчет асфальтобетонного покрытия на прочность необходимо проводить исходя из температурных условий, при которых дорожные одежды в конкретных условиях работают наиболее напряженно.
Расчет по допускаемому упругому прогибу целесообразно выполнять на умеренную весеннюю температуру воздуха, равную для всех регионов 10°С.
К концу весны при полном оттаивании грунта рабочего слоя модуль упругости асфальтобетона уменьшается, вследствие чего возрастают сдвигающие напряжения в грунте земляного полотна и промежуточных слабосвязных слоях одежды. Поэтому в различных ДКЗ температуру асфальтобетона при расчете грунта и слоев из песка по критериям сдвигоустойчивости следует принимать: в зонах I и II - 20°С, зоне III - 30°С, зоне IV - 40°С, зоне V - 50°С.
В районах сезонного промерзания дорожных конструкций, независимо от того, в какой ДКЗ они находятся, наиболее неблагоприятные условия для работы покрытия на растяжение при изгибе наступают в начале весны при температуре покрытия, близкой к 0°С. В связи с этим, расчет на растяжение при изгибе выполняют при температуре асфальтобетона 0°С.
8.3.3 Расчетные значения модулей упругости асфальтобетона зависят от характера приложения нагрузки. При статическом приложении нагрузки (более 10 мин) они значительно меньше, чем при кратковременном приложении нагрузки.
Расчетные характеристики асфальтобетона разных типов и видов, при расчете на кратковременную нагрузку приведены в таблицах Г.4 и Г.5 приложения Г, на статическую нагрузку - в таблице Г.6 приложения Г.