Статус документа
Статус документа

ПНСТ 541-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование дорожных одежд. Методика расчета коэффициентов приведения транспортных средств к расчетной осевой нагрузке

     6 Расчетные параметры нагрузок для проектирования дорожных одежд

6.1 Расчетная схема нагружения дорожных одежд и расчетные нагрузки на ось и колесо транспортного средства

При проектировании дорожной одежды принимают схему нагружения конструкции колесом автомобиля в виде одной круговой площадки диаметром D, равновеликой отпечатку колеса и передающей покрытию равномерно распределенную нагрузку с давлением p. Схема нагружения представлена на рисунке 1.

      - модуль упругости верхнего слоя; - толщина верхнего слоя; - модуль упругости нижнего слоя; D - диаметр круга, эквивалентный отпечатку колеса, при статическом приложении нагрузки; p - среднее давление на покрытие

     Рисунок 1 - Схема нагружения дорожной одежды, приведенной к двухслойной конструкции, колесом автомобиля в виде одной круговой площадки, равновеликой отпечатку колеса

6.2 Нормативные нагрузки и давление

Расчет дорожных одежд следует выполнять на нормативную нагрузку АК согласно ГОСТ 32960, которая включает в себя одну двухосную тележку с нагрузкой на ось 10 К (кН). Класс нагрузки К следует принимать на автомобильных дорогах:

- с капитальным типом дорожной одежды - 11,5 (115 кН);

- с облегченным и переходным типами дорожной одежды - 10,0 (100 кН).

Равномерно распределенную нагрузку вдоль направления движения не учитывают.

Соответствующее значение расчетной статической нагрузки на односкатное или двухскатное колесо принимают равным половине осевой нагрузки.

ТС могут иметь одиночные оси (при расстоянии между осями более 2,5 м) и группы сближенных осей (при расстоянии между осями до 2,5 м включительно). Колес на оси может быть два и более. В пределах одного ТС на осях могут быть как односкатные, так и двухскатные колеса (см. рисунок 2).

     G - нагрузка на ось ТС

     Рисунок 2 - Схема расчетной нагрузки на одиночную ось


Расстояние между колесами одной оси в поперечном направлении для двухколесных осей допускается принимать 1,8 м - для двухскатных колес; 2,0 м - для односкатных колес.

Давление колеса на покрытие от нормативной нагрузки АК при расчете дорожных одежд следует считать равномерно распределенным по площади отпечатка колеса, принимаемого в форме круга.

Значение нормативного давления колеса на покрытие p согласно ГОСТ 32960 следует принимать равным:

- 800 кПа для автомобильных дорог с капитальным типом дорожной одежды;

- 600 кПа для автомобильных дорог с облегченным и переходным типами дорожной одежды.