Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59432-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования

     4 Общие требования

4.1 Доступность для инвалидов и других МГН наравне с другими группами населения обеспечивают:

- единством методологии и положений нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта;

- комплексностью планирования, проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог, объектов дорожного и придорожного сервиса в отношении инвалидов и других МГН;

- непрерывностью связи элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного и придорожного сервиса для инвалидов и других МГН на всем протяжении основных путей (маршрутов) их передвижения: между собой, со зданиями и сооружениями, являющимися объектами притяжения указанных лиц;

- приоритетностью применения принципа "универсального дизайна" [1].

4.2 Основаниями для обеспечения условий доступности для инвалидов и других МГН автомобильных дорог, объектов дорожного и придорожного сервиса являются положения настоящего стандарта, а также не противоречащие им требования и условия, указанные в технических заданиях на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильной дороги и (или) объектов дорожного и придорожного сервиса, либо в документах на оказание услуг инвалидам и другим МГН на этих объектах.

4.3 Требования настоящего стандарта необходимо учитывать в составе основных стадий разработки и в соответствующих разделах проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильной дороги, зданий и сооружений объектов дорожного и придорожного сервиса согласно [8], в составе комплексных схем и проектов организации дорожного движения согласно [8], [9], а также при реализации указанных документов.

4.4 Нормы проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог, объектов дорожного и придорожного сервиса устанавливают исходя из двух условий их доступности для инвалидов и других МГН:

- основные - обеспечивающие базовый уровень доступности при отсутствии ограничений применения основных норм проектирования или, когда такие ограничения полностью устраняют обязательным применением альтернативных способов организации пространства или оказанием услуг;

- стесненные - минимально допустимые (ограниченные в пространстве и преимущественно временные) условия движения, характеризуемые значительными ограничениями применения основных условий, но не являющихся существенными для преодоления инвалидами и другими МГН.

В заданиях на проектирование строительства и реконструкции автомобильных дорог устанавливают основные условия доступности.

Использование норм проектирования и планирования для стесненных условий допускается только при наличии соответствующего технико-экономического обоснования в проекте и решения, подготовленного и принятого с привлечением полномочных представителей общественных объединений инвалидов согласно действующему законодательству [3].

4.5 Проектирование пешеходных коммуникаций должно осуществляться во взаимосвязи с утвержденными документами планировки территорий с учетом сроков реализации этих документов.

4.6 Разрабатываемые в проектной документации мероприятия должны быть ориентированы на приоритетное применение принципа "универсального дизайна" согласно [1].

В случае применения при проектировании принципа "разумного приспособления" допускается вариантное представление средств и способов обеспечения доступности объектов для инвалидов и других МГН и/или их преодоления, позволяющих в максимальной степени устранить барьеры окружающей среды для этих лиц.

4.7 В случае невозможности обеспечения доступности элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного и придорожного сервиса в соответствии с настоящим стандартом необходима разработка альтернативных рациональных маршрутов движения и (или) способов обслуживания инвалидов и других МГН (например, организация обхода недоступного участка, организация транспортного обслуживания инвалидов и других МГН, и др.), компенсирующих имеющиеся недостатки этих объектов, обеспечивающие потребности указанных лиц в передвижении и предупреждении причинения вреда в будущем, в порядке, установленном законодательством в сфере социальной защиты населения [3].

4.8 Выполнение требований, установленных настоящим стандартом, в соответствии с компетенцией обеспечивают:

- владельцы автомобильных дорог, объектов дорожного и придорожного сервиса;

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проектирование строительства и реконструкции автомобильных дорог, элементов их обустройства, объектов дорожного и придорожного сервиса;

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по строительству и реконструкции автомобильных дорог, объектов дорожного и придорожного сервиса.

4.9 Отклонения от настоящего стандарта допускаются при наличии технико-экономического обоснования, подтверждающего, что такие отклонения не приведут к нарушению или снижению безопасности и беспрепятственности передвижения и ориентирования инвалидов и других МГН. Решение о допустимости или недопустимости указанных отклонений принимают с учетом мнения представителей общественных объединений инвалидов, привлекаемых для подготовки и принятия такого решения согласно [3].

4.10 В проектную документацию на объекты автомобильных дорог включают раздел "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" согласно [8]. Дополнительно рекомендуется включать в указанный раздел перечень мероприятий по обеспечению доступности объектов для иных МГН.

4.11 На этапах разработки и приемки проектной документации на строительство и реконструкцию объектов автомобильных дорог, а также на этапах приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов автомобильных дорог рекомендуется привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов [3].