6.5.1 Подводные переходы через водные преграды шириной более 25 м должны выполняться из стальных труб.
6.5.2 Из стеклопластиковых труб допускается осуществлять пересечение болот и водных преград шириной до 25 м. Прокладку подводных переходов предусматривают с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Заглубление трубопровода на участках подводных переходов определяют с учетом характера водной преграды, прогнозируемых деформаций русла, берегов, поймы в период эксплуатации перехода, перспективного дноуглубления и гидротехнического строительства.
При проектировании подводных переходов отметку верха забалластированного трубопровода назначают не менее чем на 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого на основании инженерных изысканий, с учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания строительства перехода, но не менее 1,0 м от естественных отметок дна водоема.
При пересечении водных преград, дно которых сложено скальными породами, заглубление трубопровода принимают не менее 0,5 м, считая от верха забалластированного трубопровода до дна водоема.
6.5.3 Прокладка трубопровода на болотах предусматривается прямолинейно или с минимально допустимым радиусом упругого изгиба и минимальным числом поворотов. При этом должны быть обеспечены прочность трубопровода, общая устойчивость его в продольном направлении и против всплытия.
6.5.4 Укладку трубопровода при переходах через болота в зависимости от мощности торфяного слоя и водного режима необходимо предусматривать непосредственно в торфяном слое или на минеральном основании.
В проектной документации должны быть разработаны технические решения прокладки трубопровода на участках перехода основания из минерального грунта на основание из торфяного грунта. Конструктивные решения трубопровода на участках "минеральный грунт - торф" должны проверять расчетом на прочность и устойчивость с учетом дополнительных напряжений изгиба вследствие осадки торфяного основания.
6.5.5 Переходы трубопроводов через автомобильные и железные дороги необходимо предусматривать в местах прохождения дорог по насыпям либо в местах с нулевыми отметками и, в исключительных случаях при соответствующем обосновании, в местах прохождения дорог в выемках.
Прокладка трубопровода в теле насыпи дороги не допускается.
Угол пересечения трубопровода с железными и категорированными автомобильными дорогами определяется согласно ГОСТ Р 55990-2014 (п.10.2.8).
6.5.6 Участки трубопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги всех категорий необходимо прокладывать в защитном футляре (кожухе) из труб, материал которых выбирается на основе условий обеспечения прочности, долговечности и надежности. Диаметр защитных футляров (кожухов) определяется из условия производства работ и конструкции переходов. Трубопровод оснащается опорными кольцами, обеспечивающими механическую защиту поверхности труб. Тип и материал опорных колец, их количество и расстояние между ними должны определяться из условия производства работ и конструкции перехода, его длины и нагрузок на трубопровод. Пример конструкции перехода трубопровода через дорогу в защитном футляре (кожухе) приведен на рисунке А.2 (приложение А).
Концы защитного футляра (кожуха) должны выводиться на следующее расстояние:
- 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса, выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения - при прокладке трубопроводов через железные дороги;
- 25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи - при прокладке трубопровода через автомобильные дороги I и II категории - от бровки земляного полотна.
Концы защитных футляров (кожухов), устанавливаемых на участках переходов трубопроводов через автомобильные дороги III, IV и V категорий, должны выводиться на 5 м от бровки земляного полотна.
На одном из концов защитного футляра (кожуха) (на трубопроводах, транспортирующих газ или нефть и иную продукцию с газовым фактором более 300 м/т), устанавливается вытяжная свеча высотой от уровня земли не менее 5 м на расстоянии по горизонтали не менее:
- 50 м - для железных дорог - от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения;
- 25 м - для автомобильных дорог - от подошвы земляного полотна.
6.5.7 При взаимном пересечении трубопроводов расстояние между ними в свету принимают не менее 350 мм, а пересечение выполняют под углом не менее 60°.
6.5.8 Пересечения трубопроводов с другими инженерными сетями должны проектироваться в соответствии с СП 18.13330.
6.5.9 Пересечения трубопроводов с воздушными линиями электропередачи следует проектировать в соответствии с [3].
6.5.10 Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра (кожуха), а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа. При прокладке перехода методом прокола или горизонтального направленного бурения - не менее 3,0 м от подошвы рельса.
Заглубление участков трубопроводов, пересекающих земляное полотно, сложенное пучинистыми грунтами, на переходах через железные дороги общей сети и промышленных предприятий колеи 1524 мм, следует определять расчетом из условий, при которых исключается влияние тепловыделений или стока тепла на равномерность морозного пучения грунта. При невозможности обеспечения заданного температурного режима за счет заглубления трубопроводов следует предусматривать иные необходимые меры.
6.5.11 Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, принимают не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.