8.2.1 Выбор схемы вентиляции зависит от горнотехнических параметров тоннеля, в том числе от длины тоннеля и направления движения транспортных средств (см. таблицу 8.1).
Таблица 8.1 - Схемы вентиляции тоннелей в зависимости от длины тоннеля и направления движения транспортных средств
Длина тоннеля, м | |||
до 300 | до 1000 (1500) | до 2000 (3000) | от 2000 (3000) |
Искусственная вентиляция не предусмотрена | Продольная схема вентиляции | Поперечная схема вентиляции | Продольно-поперечная или поперечная схема вентиляции |
Значения длины, указанные в скобках, относятся к тоннелям с односторонним движением транспортных средств. Искусственная вентиляция не предусмотрена, за исключением случая, указанного в 8.1.2. Целесообразность применения поперечной схемы вентиляции следует определять по 8.4.3. |
8.2.2 При выборе схем вентиляции тоннелей следует также учитывать следующие факторы:
- длина тоннеля;
- число транспортных зон;
- число полос движения;
- габариты приближения тоннеля по ГОСТ 33153;
- расположение тоннеля в плане и профиле;
- тип конструкции;
- интенсивность движения в транспортной зоне тоннеля (включая распределение по времени суток и сезонное распределение);
- риск возникновения заторов и пробок;
- время прибытия аварийных служб;
- наличие и доля тяжелого грузового транспорта максимальной массой свыше 3,5 т в составе транспортного потока;
- наличие и доля маршрутного пассажирского транспорта в составе транспортного потока;
- наличие и доля в составе транспортного потока транспортных средств, перевозящих различные виды опасных грузов, для реконструируемых тоннелей - категория тоннеля согласно [1];
- характеристики подъездных дорог;
- ширина полосы движения;
- топографические, инженерно-геологические и метеорологические условия.
8.2.3 Выбор схем вентиляции следует проводить на основании технико-экономического расчета сравниваемых вариантов, а в наиболее сложных случаях и на базе специальных исследований.
8.2.4 Выбор схемы вентиляции следует проводить на основании результатов анализа возможных решений, при этом необходимо учитывать капитальные затраты на реализацию возможных схем, анализ рисков и затраты на эксплуатацию.