Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59202-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания

     7.3 Требования к ремонту строительных конструкций и элементов тоннеля

7.3.1 Восстановление эксплуатационных характеристик конструкций тоннеля при ремонте необходимо проводить способами по ГОСТ Р 57208.

7.3.2 Упрочнение тоннельных обделок

До начала работ по цементации следует заделать швы и трещины в обделке и ликвидировать пустоты за обделкой согласно ГОСТ Р 57208.

Для восстановления проектных прочностных характеристик и придания обделке тоннеля большей водонепроницаемости в бетон обделки через пробуренные шпуры следует вводить инъекционно-уплотняющие составы согласно ГОСТ 32016, ГОСТ 32017 и ГОСТ 33762.

Шпуры необходимо располагать в шахматном порядке. Расстояние между шпурами определяют проектом.

7.3.3 Восстановление поверхностного слоя бетонной обделки

Восстановление бетонной обделки следует проводить нанесением на подготовленную поверхность раствора на основе цемента марки не ниже М400, соответствующего требованиям ГОСТ 33174, и песка по ГОСТ 8736 с учетом требований ГОСТ 32016 и ГОСТ 32017.

Примечания

1 Для повышения прочности ремонтного состава в раствор допускается вводить добавки на основе латекса.

2 Для ускорения сроков схватывания в раствор добавляют специальные добавки или силикат натрия (жидкое стекло) в объеме 5% массы цемента.

При подготовке поверхности для нанесения ремонтного состава деструктивный бетон должен быть удален до обнажения прочного слоя, поверхность должна быть очищена (продувкой, промывкой водой или слабым раствором соляной кислоты), арматурная сетка закреплена на анкерах.

Примечание - Установку металлических анкеров осуществляют в шахматном порядке по сетке 200500 мм. Диаметр шпуров под анкеры - от 10 до 12 мм, глубина - от 100 до 150 мм.

Размер ячеек арматурной сетки должен обеспечивать свободный пропуск наносимого раствора, но не более 100100 мм.

Гидроизолирующее покрытие на основе герметизирующих составов проникающего действия согласно ГОСТ 31384 и ГОСТ 34669 должно быть нанесено на поверхность обработанного участка по окончании твердения раствора.

Примечание - При ремонте обделки с глубиной разрушения свыше 100 мм полость заполняют раствором послойно или укладывают ремонтный состав за опалубку на всю глубину разрушения.

7.3.4 Работы по устранению трещин в бетонных конструкциях

Трещины в зависимости от величины раскрытия следует ликвидировать заполнением их цементным раствором, цементным раствором, модифицированным эпоксидной смолой, или полимерными составами с учетом требований ГОСТ 32016, ГОСТ 32017 и ГОСТ 33762.

При устранении поверхностных трещин глубиной до 50 мм необходимо выполнить их разделку, затирку или заполнение с помощью шпателей и терок.

При герметизации трещин глубиной более 50 мм с помощью инъекторов глубинного типа (пакеров) необходимо предусматривать устройство штробы вдоль трещины на глубину 50 мм, заполненной ремонтным составом, нанесенным на расположенную в штробе металлическую мелкоячеистую сетку.

Наклонные шпуры для установки пакеров должны быть пробурены вдоль трещин в шахматном порядке с двух сторон с шагом от 0,3 до 0,5 м только после набора прочности ремонтного состава. Угол наклона забуриваемых шпуров должен обеспечивать пересечение последних с плоскостью простирания трещины для поступления в нее герметизирующего раствора.

Пакеры или отрезки труб с резьбой на внешнем конце должны быть заделаны в шпуры на цементном растворе или эпоксидном клее.

7.3.5 Ремонт деформационных швов

Разрушенные деформационные швы тоннельной обделки должны быть восстановлены (полностью переустроены с заменой отдельных элементов) или заменены новой конструкцией.

Способ ремонта деформационных швов следует определять с учетом назначения и конструкции шва, величины и скорости раскрытия шва; температурного режима работы шва; нагрузок, действующих на шов в период эксплуатации сооружения.

Перед монтажом элементов конструкции швов необходимо выполнить тампонаж заобделочного пространства, обеспечивающий осушение обделки в месте расположения швов.

При ремонте деформационных швов должна быть восстановлена их водонепроницаемость. Водонепроницаемость швов должна быть обеспечена установкой в него гидрошпонок и применением специальных профилей. В случае низкой эффективности осушения обделки или невозможности выполнения тампонажа заобделочного пространства следует применять специальные герметизирующие элементы (гидроизоляционные сухие смеси согласно ГОСТ 31189, гидроизоляционные набухающие жгуты и гидроизоляционные ленты).

Примечание - При наличии наружной гидроизоляции, исключающей проникновение подземных вод через тоннельную обделку, деформационные швы оформляют в виде воздушного зазора. Прокладки между массивами бетонирования для обеспечения проектного размера шва сохраняют в течение всего срока эксплуатации сооружения без демонтажа.

7.3.6 Ликвидация вывалов в бетонной обделке и ремонт холодных швов