Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59391-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Средства мониторинга поведения и прогнозирования намерений людей

АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Классификация, назначение, состав и характеристики средств фото- и видеофиксации

Means of monitoring behavior and predicting people’s intentions. Artificial intelligent systems for motor vehicles. Classification, purpose, composition and characteristics of photo and video recorders



ОКС 35.020

Дата введения 2021-05-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Яндекс.Такси"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 марта 2021 г. N 135-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Аппаратно-программные средства для колесных транспортных средств, обеспечивающие мониторинг поведения и прогнозирования намерений водителя и пассажира, по состоянию на момент начала разработки настоящего национального стандарта Российской Федерации не входят в состав встроенных (бортовых) систем помощи водителю.

Стандарт является первым в комплексе стандартов по установлению требований применения технологий искусственного интеллекта на транспорте и последовательно развивает серию национальных стандартов Российской Федерации "Средства мониторинга поведения и прогнозирования поведения людей" с целью повышения доверия к технологиям искусственного интеллекта, развития интеллектуальных систем без средств физического воздействия на водителя, а также повышения уровня безопасности на транспорте.

Аппаратно-программные средства обеспечивают достоверную оценку состояния водителя (отвлеченность, сонливость, микросон), действия водителя, связанные с использованием мобильных средств связи, приемом пищи во время управления транспортным средством и с использованием ремня безопасности.

Аппаратно-программные средства не заменяют водителя и не выполняют частично или полностью его функции по оценке дорожной обстановки, корректировку направления и скорости движения колесного транспортного средства при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов. Ответственность за безопасность движения несет водитель.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на аппаратно-программные средства для колесных транспортных средств (КТС), обеспечивающих мониторинг поведения и прогнозирования намерений водителя и пассажира (далее - аппаратно-программные средства) с применением технологий искусственного интеллекта.

Аппаратно-программные средства, требования к которым установлены в настоящем стандарте, могут устанавливаться только на КТС категорий M и N по [1], эксплуатируемые на автомобильных дорогах.

Стандарт предназначен для применения в технологических и производственных процессах на предприятиях и в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию транспортных услуг с использованием КТС, оснащенных аппаратно-программными средствами с применением технологий искусственного интеллекта для мониторинга поведения и прогнозирования намерений водителя.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 33988 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аппаратно-программные средства с применением технологий искусственного интеллекта для колесных транспортных средств; АПС ИИ КТС: Технические средства для колесных транспортных средств, функционирующие с применением технологий искусственного интеллекта.

3.2 АПС ИИ КТС для мониторинга поведения и прогнозирования намерений водителя; (средства мониторинга водителя; СМВ): Аппаратно-программные средства с применением технологий искусственного интеллекта для колесных транспортных средств, обеспечивающие фото- и видеофиксацию области мониторинга, реализующее функции мониторинга поведения и прогнозирования намерений водителя в автоматическом режиме и в заданных условиях и передачи зафиксированной информации в облачный сервис.

3.3

искусственный интеллект: Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

[[2], статья I.5.а)]

3.4

технологии искусственного интеллекта: Технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.

[[2], статья I.5.б)]

3.5

мониторинг поведения: Процесс регистрации поведения, в ходе которого происходит анализ поведения людей или групп людей.

[ГОСТ Р 58776-2019, статья 3.1.3]

3.6

прогнозирование намерений: Процесс анализа и интерпретации поведения человека на основе объективных данных, регистрируемых средствами мониторинга, а также вероятность совершения в будущем действий, подпадающих под задачи, поставленные перед средствами прогнозирования намерений людей либо группы людей.

[ГОСТ Р 58776-2019, статья 3.1.4]

3.7 облачный сервис мониторинга и управления СМВ (облачный сервис; ОС): Совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и передачи зафиксированной информации, а также сервисного обслуживания и диагностики СМВ.

3.8 автоматический режим работы СМВ: Режим работы СМВ по мониторингу поведения, прогнозированию намерений водителей без участия человека (оператора).

3.9 область мониторинга СМВ: Часть салона или кабины КТС, в которой размещено рабочее место водителя, включая габариты спинки и подголовника водительского сиденья.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs