4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с [1]-[15].
Настоящий стандарт устанавливает требования к организации процесса предоставления социальных услуг семьям по профилактике социального сиротства, а также состав, содержание и формы предоставляемых социальных услуг, направленных на профилактику социального сиротства.
4.2 Процесс организации предоставления услуг по профилактике социального сиротства включает следующие основные этапы:
- исследование ситуации в семье с целью определения необходимости и целесообразности оказания услуг по профилактике социального сиротства, включая составление и реализацию плана по обеспечению безопасности при необходимости;
- проведение детальной диагностики ситуации в семье, направленной на анализ проблем и факторов, которые служат причинами риска социального сиротства, и разработку плана реабилитации семьи;
- реализация плана реабилитации семьи;
- мониторинг и оценка результатов, принятие решения о завершении или продолжении предоставления услуг.
Конкретные виды, состав, содержание, формы и сроки проведения мероприятий определяются учреждениями, оказывающими услуги на основе региональных и федеральных нормативных актов, регулирующих данную сферу деятельности.
4.3 Предоставление услуг должно быть построено на принципах добровольности и уважения к личности родителей и детей. Ключевым принципом является вовлечение семьи на всех этапах организации помощи ей: от диагностики ситуации и анализа проблем, приведших к риску социального сиротства, до совместной реализации плана реабилитации, где описываются зоны ответственности и содержание деятельности родителей и специалистов, оказывающих услуги. Установление доверительных партнерских отношений с семьей является неотъемлемым условием эффективности оказания услуг по профилактике социального сиротства.
4.4 Исследование ситуации в семье с целью определения необходимости и целесообразности оказания услуг по профилактике социального сиротства
4.4.1 Обязательным условием принятия решения о целесообразности предоставления услуг по профилактике социального сиротства является проведение исследования ситуации в семье с целью оценки степени риска социального сиротства, связанного с тем, что в силу комплекса внутренних и внешних причин родители не способны эффективно выполнять свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, что приводит к пренебрежению нуждами детей или риску жестокого обращения.
4.4.2 При исследовании ситуации в семье целесообразно анализировать три группы факторов:
- индивидуальные особенности ребенка: возраст; особенности здоровья и развития, требующие особой заботы, и отношение родителей к ним; признаки нарушений в поведении или состоянии ребенка; особенности травм (при их наличии на момент оценки);
- факторы, связанные с родителями: готовность родителей признать и устранить обстоятельства, создающие условия для причинения ребенку вреда, и стремление его защитить; заболевания родителя, создающие препятствия для заботы о ребенке в соответствии с его (ребенка) потребностями; родительские навыки, соответствующие возрасту и потребностям ребенка; особенности поведения родителей, создающие условия для причинения ребенку вреда или пренебрежения его нуждами;
- факторы, связанные с обстоятельствами жизни семьи и ее опытом: состав семьи и ее способность оказать поддержку ребенку или родителю; бытовые условия и степень их соответствия потребностям ребенка; социальное окружение семьи; стрессовые, кризисные ситуации и способность семьи справляться с ними; наличие предыдущих случаев пренебрежения нуждами ребенка или жестокого обращения с ним.
4.4.3 Исследование ситуации в семье должно включать не только оценку необходимости и целесообразности оказания семье услуг по профилактике социального сиротства, но и оценку безопасности - выявление и оценку средовых и динамических семейных факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью. Оценка безопасности нацелена на выявление ситуаций, в которых необходимо осуществление немедленных интервенций в семью для обеспечения безопасности детей. Еще одна цель оценки безопасности - получение информации, позволяющей выбрать действия, связанные с наименьшим вмешательством в жизнь семьи, которые могут проводиться по месту проживания ребенка, но в то же время успешно защищать его от непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью. Характер непосредственной угрозы безопасности определяется двумя критериями: способностью причинить ребенку серьезный вред и степенью непосредственности угрозы.
4.4.4 В случае выявления существенных угроз для безопасности ребенка должен быть разработан и реализован План по обеспечению безопасности, который включает действия по нейтрализации/минимизации угроз, выявленных в процессе оценки безопасности.
Этот план носит краткосрочный характер. Его основная задача - защита ребенка от обстоятельств, угрожающих его здоровью и безопасности, до момента завершения детальной оценки рисков, ситуации в семье и начала реализации услуг по профилактике социального сиротства, которые позволят уже на постоянной основе устранить риск причинения ребенку вреда.
4.4.5 Угрожать безопасности ребенка может поведение родителей, других членов семьи; обстоятельства, связанные с бытовыми и социальными условиями проживания. Также немедленного вмешательства может требовать состояние здоровья ребенка на момент оценки. Основанием для составления Плана по обеспечению безопасности служит выявление хотя бы одной угрозы для безопасности ребенка из нижеперечисленных:
- ребенок получил серьезные физические травмы (либо его состояние требует оказания срочной медицинской помощи);
- родитель или опекун не смогли, не могут или не смогут защитить своего ребенка от опасного поведения других людей (в том числе членов семьи), имеющих доступ к ребенку;
- поведение родителя, или опекуна, или другого лица, имеющего доступ к ребенку, грозит нанесением ребенку серьезных травм;
- поведение кого-то из членов семьи или другого человека, имеющего доступ к ребенку, носит насильственный или непредсказуемый характер;
- члены семьи или другие люди, имеющие доступ к ребенку, употребляют алкоголь/наркотики и в состоянии алкогольного/наркотического опьянения не способны контролировать свое поведение;
- члены семьи (в том числе из-за симптомов психического или физического расстройства здоровья) не способны позаботиться о базовых потребностях ребенка, что создает угрозу его жизни и здоровью;
- бытовые условия опасны для жизни и здоровья ребенка;
- насилие между взрослыми членами семьи предполагает серьезную физическую или эмоциональную угрозу для ребенка;
- родитель (или опекун) не может внятно объяснить серьезные повреждения у ребенка или плохое физическое состояние;