Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 59325-2021

Группа Т50



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ

Services for the prevention of social orphan hood of children



ОКС 03.080.30

Дата введения 2021-10-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Благотворительным фондом профилактики социального сиротства

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2021 г. N 156-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги семьям и детям из этих семей, направленные на профилактику социального сиротства, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации процесса предоставления социальных услуг семьям по профилактике социального сиротства и устанавливает состав, содержание и формы предоставляемых социальных услуг, направленных на профилактику социального сиротства в отношении следующих групп семей (в том числе семьям с приемными детьми):

- семьям, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

- семьям, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;

- женщинам, изъявляющим письменное или устное желание отказа от новорожденного (на этапе беременности или рождения ребенка);

- семьям, находящимся в социально опасном положении.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 социальная услуга по профилактике социального сиротства: Действие или действия по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной, семье в целях обеспечения условий для реализации родителями своих функций по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей и обеспечение удовлетворения всех их базовых потребностей.

3.2 качество социальной услуги: Совокупность свойств этой услуги, обуславливающих ее пригодность удовлетворять потребность семей, в которых определен риск социального сиротства, в восстановлении функций семьи в отношении воспитания и содержания детей и удовлетворения всех их базовых потребностей.

3.3 социальное сиротство: Социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, отказа родителей от детей, признания недееспособности родителей и других факторов.

3.4 риск социального сиротства: Возникновение факторов в виде внутренних и внешних проблем семьи, которые могут привести к отказу от ребенка или жестокому обращению с ним и пренебрежению его нуждами со стороны родителей, что послужит основанием для изъятия данного ребенка из семьи уполномоченными государственными органами.

3.5 план реабилитации семьи: Комплекс мероприятий по решению проблем семьи, послуживших причинами наличия риска социального сиротства, направленный на восстановление функций семьи в отношении воспитания и содержания детей и удовлетворения всех их базовых потребностей.

3.6 план по обеспечению безопасности: Комплекс мероприятий на краткосрочный период (до разработки плана реабилитации семьи), разрабатываемый и реализуемый в случаях, в которых необходимо осуществление немедленных интервенций в семью для обеспечения безопасности детей.

     4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с [1]-[15].

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации процесса предоставления социальных услуг семьям по профилактике социального сиротства, а также состав, содержание и формы предоставляемых социальных услуг, направленных на профилактику социального сиротства.

4.2 Процесс организации предоставления услуг по профилактике социального сиротства включает следующие основные этапы:

- исследование ситуации в семье с целью определения необходимости и целесообразности оказания услуг по профилактике социального сиротства, включая составление и реализацию плана по обеспечению безопасности при необходимости;

- проведение детальной диагностики ситуации в семье, направленной на анализ проблем и факторов, которые служат причинами риска социального сиротства, и разработку плана реабилитации семьи;

- реализация плана реабилитации семьи;

- мониторинг и оценка результатов, принятие решения о завершении или продолжении предоставления услуг.

Конкретные виды, состав, содержание, формы и сроки проведения мероприятий определяются учреждениями, оказывающими услуги на основе региональных и федеральных нормативных актов, регулирующих данную сферу деятельности.

4.3 Предоставление услуг должно быть построено на принципах добровольности и уважения к личности родителей и детей. Ключевым принципом является вовлечение семьи на всех этапах организации помощи ей: от диагностики ситуации и анализа проблем, приведших к риску социального сиротства, до совместной реализации плана реабилитации, где описываются зоны ответственности и содержание деятельности родителей и специалистов, оказывающих услуги. Установление доверительных партнерских отношений с семьей является неотъемлемым условием эффективности оказания услуг по профилактике социального сиротства.

4.4 Исследование ситуации в семье с целью определения необходимости и целесообразности оказания услуг по профилактике социального сиротства

4.4.1 Обязательным условием принятия решения о целесообразности предоставления услуг по профилактике социального сиротства является проведение исследования ситуации в семье с целью оценки степени риска социального сиротства, связанного с тем, что в силу комплекса внутренних и внешних причин родители не способны эффективно выполнять свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, что приводит к пренебрежению нуждами детей или риску жестокого обращения.

4.4.2 При исследовании ситуации в семье целесообразно анализировать три группы факторов:

- индивидуальные особенности ребенка: возраст; особенности здоровья и развития, требующие особой заботы, и отношение родителей к ним; признаки нарушений в поведении или состоянии ребенка; особенности травм (при их наличии на момент оценки);

- факторы, связанные с родителями: готовность родителей признать и устранить обстоятельства, создающие условия для причинения ребенку вреда, и стремление его защитить; заболевания родителя, создающие препятствия для заботы о ребенке в соответствии с его (ребенка) потребностями; родительские навыки, соответствующие возрасту и потребностям ребенка; особенности поведения родителей, создающие условия для причинения ребенку вреда или пренебрежения его нуждами;

- факторы, связанные с обстоятельствами жизни семьи и ее опытом: состав семьи и ее способность оказать поддержку ребенку или родителю; бытовые условия и степень их соответствия потребностям ребенка; социальное окружение семьи; стрессовые, кризисные ситуации и способность семьи справляться с ними; наличие предыдущих случаев пренебрежения нуждами ребенка или жестокого обращения с ним.

4.4.3 Исследование ситуации в семье должно включать не только оценку необходимости и целесообразности оказания семье услуг по профилактике социального сиротства, но и оценку безопасности - выявление и оценку средовых и динамических семейных факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью. Оценка безопасности нацелена на выявление ситуаций, в которых необходимо осуществление немедленных интервенций в семью для обеспечения безопасности детей. Еще одна цель оценки безопасности - получение информации, позволяющей выбрать действия, связанные с наименьшим вмешательством в жизнь семьи, которые могут проводиться по месту проживания ребенка, но в то же время успешно защищать его от непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью. Характер непосредственной угрозы безопасности определяется двумя критериями: способностью причинить ребенку серьезный вред и степенью непосредственности угрозы.

4.4.4 В случае выявления существенных угроз для безопасности ребенка должен быть разработан и реализован План по обеспечению безопасности, который включает действия по нейтрализации/минимизации угроз, выявленных в процессе оценки безопасности.

Этот план носит краткосрочный характер. Его основная задача - защита ребенка от обстоятельств, угрожающих его здоровью и безопасности, до момента завершения детальной оценки рисков, ситуации в семье и начала реализации услуг по профилактике социального сиротства, которые позволят уже на постоянной основе устранить риск причинения ребенку вреда.

4.4.5 Угрожать безопасности ребенка может поведение родителей, других членов семьи; обстоятельства, связанные с бытовыми и социальными условиями проживания. Также немедленного вмешательства может требовать состояние здоровья ребенка на момент оценки. Основанием для составления Плана по обеспечению безопасности служит выявление хотя бы одной угрозы для безопасности ребенка из нижеперечисленных:

- ребенок получил серьезные физические травмы (либо его состояние требует оказания срочной медицинской помощи);

- родитель или опекун не смогли, не могут или не смогут защитить своего ребенка от опасного поведения других людей (в том числе членов семьи), имеющих доступ к ребенку;

- поведение родителя, или опекуна, или другого лица, имеющего доступ к ребенку, грозит нанесением ребенку серьезных травм;

- поведение кого-то из членов семьи или другого человека, имеющего доступ к ребенку, носит насильственный или непредсказуемый характер;

- члены семьи или другие люди, имеющие доступ к ребенку, употребляют алкоголь/наркотики и в состоянии алкогольного/наркотического опьянения не способны контролировать свое поведение;

- члены семьи (в том числе из-за симптомов психического или физического расстройства здоровья) не способны позаботиться о базовых потребностях ребенка, что создает угрозу его жизни и здоровью;

- бытовые условия опасны для жизни и здоровья ребенка;

- насилие между взрослыми членами семьи предполагает серьезную физическую или эмоциональную угрозу для ребенка;

- родитель (или опекун) не может внятно объяснить серьезные повреждения у ребенка или плохое физическое состояние;

- родитель (или опекун) не хочет или не может удовлетворить серьезные физические или психические нужды ребенка, что в ближайшее время, вероятнее всего, нанесет вред здоровью ребенка или подвергнет опасности его жизнь;

- есть признаки того, что ребенок подвергается сексуальному насилию или эксплуатации.

4.4.6 Дополнительным фактором при оценке безопасности является детская ранимость. Чтобы точно определить в текущей ситуации уровень непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью ребенка, важно знать его возраст, состояние здоровья, состояние и уровень развития.

Факторы, которые делают ребенка более уязвимым в отношении действий или бездействия родителей или других членов семьи, одновременно повышают риск причинения вреда этому ребенку. Все дети в возрасте до шести лет (учитывая степень их незрелости во всех сферах развития) обладают повышенной степенью уязвимости, а детей в возрасте до двух лет следует считать крайне уязвимыми. К уязвимым группам относятся дети:

- младшего возраста и/или дети со сравнительно невысоким уровнем развития;

- страдающие хроническими физическими или психическими заболеваниями;

- отстающие в развитии;

- обладающие хрупким телосложением или часто болеющие;

- чьи особенности поведения вызывают негативные эмоции у их родителей;

- неспособные выразить свои потребности или обратиться за помощью.

4.4.7 При составлении Плана по обеспечению безопасности должны быть учтены защитные возможности семьи и ее окружения. Для того чтобы обеспечить безопасность ребенка, специалист должен уметь выявлять защитные ресурсы и возможности родственников ребенка, представителей ближайшего окружения семьи. Выявленные ресурсы необходимо задействовать для уменьшения/нейтрализации непосредственных угроз безопасности ребенка.

Если удается найти и использовать эффективный способ сохранения безопасности ребенка в его семье, появляется возможность не наносить ребенку травму, неизбежно возникающую в результате расставания с близкими людьми.

Если защитные ресурсы семьи явно недостаточны для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка без разлуки с близкими, специалист должен изыскать другие возможности защитить его до момента завершения детальной оценки положения дел в семье.

Если действия, проводимые по месту проживания ребенка, не позволяют обеспечить безопасность ребенка, должно быть обеспечено его безопасное размещение вне семьи.

В качестве защитных факторов следует рассматривать в том числе следующие:

- в семье или в окружении ребенка есть взрослые, которые способны и хотят обеспечить ему безопасность;

- члены семьи готовы предпринять немедленные действия по устранению угроз для безопасности ребенка и/или созданию благоприятных условий в доме;

- доступна немедленная помощь родителям в контроле над факторами, несущими угрозу для ребенка (например, привлечение взрослого, который хочет, может и будет помогать матери воздерживаться от выпивки и, соответственно, потери способности ухаживать за ребенком);

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs