Статус документа
Статус документа

ГОСТ 14846-2020 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (с Поправкой)

     8 Методы и правила проведения испытаний

8.1 Испытаниям подвергают обкатанный двигатель (за исключением предварительно обговоренных в нормативных документах и технической документации, утвержденных в установленном порядке, случаев), укомплектованный штатным вспомогательным оборудованием (см. приложения А и Б) в соответствии с ТУ на двигатели конкретного типа и программой испытаний. Допускается доукомплектовать двигатель на стенде вспомогательным оборудованием на время испытания двигателя при условии, если оно соответствует ТУ на двигатель.

8.2 Во время испытаний на двигателе не допускается проведение работ и регулировок, кроме необходимых работ по техническому обслуживанию двигателя, предусмотренных в руководстве по эксплуатации (РЭ) и программе испытаний.

При прекращении (перерыве) испытаний, вызванном неисправностями деталей, узлов или сборочных единиц двигателя или испытательного оборудования, вопрос о частичном или полном повторении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.

8.3 Атмосферные условия (барометрическое давление, температура воздуха, относительная влажность воздуха на входе в двигатель) и параметры работающего двигателя (давление на впуске, противодавление на выпуске, температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и на его входе, температура наддувочного воздуха после ТОНВ, температура топлива на входе в двигатель) должны соответствовать указанным в разделе 6.

Примечание - Для отдельных случаев особые условия испытаний указывают в программе испытаний. Допускается испытывать двигатель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия эксплуатации двигателя, с соответствующим пересчетом мощности.

8.4 Испытания проводят на одной из основных марок топлива, моторного масла и охлаждающей жидкости, указанных в ТО и/или ТУ на двигатель.

Если необходимо, проводят испытания на резервных топливах.

В протоколе испытания двигателя указывают марки применяемого топлива, моторного масла и других жидкостей.

8.5 К протоколу испытаний двигателя должен быть приложен паспорт на топливо или протокол определения физико-химических свойств топлива.

8.6 Двигатели с принудительным зажиганием, которые могут работать либо на бензине, либо на газообразном топливе, необходимо испытывать на обоих видах топлива, за исключением случая, когда бензиновая система предназначена только для использования в чрезвычайных ситуациях или для запуска двигателя, при этом максимальная емкость бензобака не превышает 15 л.

В случае двухтопливного двигателя, имеющего возможность работать в однотопливном режиме (на дизельном топливе или бензине), испытание состоит из прогона одного и того же двигателя в двухтопливном и однотопливном режимах.

8.7 Проверка сопроводительной документации и комплектности двигателя

8.7.1 Комплектность и качество сопроводительной документации определяют по анализу комплекта документации, предъявляемой с двигателем на испытание, при этом проверяют правильность ее оформления.

8.7.2 Комплектность двигателя определяют по наличию всех комплектующих сборочных единиц, установленных (прилагаемых) на двигатель в соответствии с КД.

8.7.3 Контролепригодность двигателя определяют по приспособленности его конструкции к установке средств функционального контроля и диагностирования в соответствии с КД. При наличии функции бортовой диагностики, встроенной в электронный блок управления двигателя (ЭБУ), проверяют совместимость с внешним оборудованием диагностики.

8.8 Правила определения характеристик

8.8.1 При испытаниях определяют скоростные характеристики, устанавливающие зависимость показателей двигателя от частоты вращения коленчатого вала, и нагрузочные характеристики, устанавливающие зависимость показателей двигателя от его нагрузки при установившейся частоте вращения коленчатого вала. Требования к приборам указаны в разделе 7.

8.8.2 ВСХ определяют при полностью открытом дросселе, включенном зажигании и подаче топлива у двигателя с принудительным зажиганием, при полной подаче топлива у дизельного двигателя (и при углах опережения зажигания или начала подачи топлива, указанных в ТУ на двигатель).

В зависимости от укомплектованности двигателя вспомогательными устройствами и оборудованием определяют мощность нетто или брутто.

8.8.2.1 При определении полезной мощности (нетто) по [12] двигатель должен быть укомплектован серийным оборудованием и устройствами в соответствии с приложением А.

8.8.2.2 При определении мощности брутто двигатель должен быть укомплектован серийным оборудованием и устройствами в соответствии с приложением Б.

8.8.2.3 Вспомогательные устройства, не обслуживающие двигатель, и оборудование, необходимое для специальных целей в условиях эксплуатации КТС (например, компрессоры тормозной системы, сервомеханизмы, системы кондиционирования, участки выпускной системы, предназначенные для обогрева кузова, и т.п.), должны быть отключены или демонтированы при испытаниях.

Если такое вспомогательное оборудование не может быть отключено или демонтировано, должна быть определена мощность, потребляемая им на всем диапазоне скоростной характеристики, и прибавлена к мощности двигателя. Оборудование, необходимое для работы двигателя, но не смонтированное (в том числе электровентиляторы), учитывают в соответствии с 9.2.2.

8.8.3 Для двигателей, снабженных отключаемым ограничителем частоты вращения, скоростные характеристики определяют дважды: с включенным и отключенным ограничителями.

8.8.4 При определении скоростных характеристик должны быть выявлены точки, соответствующие минимальной рабочей, номинальной и максимальной частотам вращения, установленным ТУ на двигатель для мощности нетто (или брутто), частотам вращения при максимальном крутящем моменте, при минимальном удельном расходе топлива и начале срабатывания ограничителя частоты вращения.

Примеры построения скоростных характеристик приведены на рисунках Е.1 и Е.2 приложения Е.

8.8.5 Скоростные частичные характеристики определяют при некотором промежуточном положении дросселя, постоянном для всей характеристики, или неизменном промежуточном положении рычага управления, соответствующем неполной подаче топлива. Примеры построения частичных характеристик приведены на рисунке Е.3 приложения Е.

8.8.6 Характеристики холостого хода определяют при работе двигателя без нагрузки при включенном зажигании и подаче топлива. Характеристики определяют в диапазоне частот вращения от минимально устойчивого холостого хода до максимальной (допускается для двигателей с принудительным зажиганием определять характеристику до частоты вращения, равной 60% от ). При определении характеристики тормоз должен быть отсоединен от двигателя.