Статус документа
Статус документа

ГОСТ 14846-2020 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (с Поправкой)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 колесные транспортные средства; КТС: Транспортные средства категорий L, M, N и O, снабженные колесным движителем, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также на автомагистралях.

3.2 мощность нетто , кВт: Эффективная мощность, снятая с коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, на двигатель при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельного двигателя при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание - Комплектация двигателя для определения полезной мощности (нетто) - в соответствии с приложением А.

3.3 мощность брутто , кВт: Эффективная мощность, снятая с коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке на двигатель при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельного двигателя, при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание - Комплектация двигателя для определения мощности брутто - в соответствии с приложением Б.

3.4 мощность механических потерь , кВт: Мощность, затрачиваемая на преодоление трения в двигателе, на приведение в действие устройств, обслуживающих двигатель, и на насосные потери.

3.5 максимальный крутящий момент нетто, Н·м: Установленный техническими условиями на двигатель максимальный крутящий момент при указываемой частоте вращения коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельных двигателей, при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание - Комплектация двигателя для определения полезной мощности (нетто) - в соответствии с приложением А.

3.6 максимальный крутящий момент брутто , Н·м: Установленный техническими условиями на двигатель максимальный крутящий момент при указываемой частоте вращения коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, оборудованного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, при полностью открытом дросселе у двигателей с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельных двигателей при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание - Комплектация двигателя для определения мощности брутто - в соответствии с приложением Б.

3.7 частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту двигателя , мин: Частота (или диапазон частот) вращения коленчатого вала, при которой двигатель развивает максимальный крутящий момент.

3.8 максимальная частота вращения холостого хода , мин: Наибольшая частота вращения холостого хода, установленная в технических условиях на двигатель.

3.9 минимальная частота вращения холостого хода , мин: Минимальная частота вращения холостого хода, установленная в технических условиях на двигатель и обеспечивающая устойчивую работу двигателя на холостом ходу не менее 10 мин.

3.10 удельный расход топлива , г/кВт·ч: Масса топлива, расходуемого в двигателе за 1 ч, отнесенная к соответствующей приведенной мощности, развиваемой двигателем.

Примечание - Удельный расход топлива газовых двигателей допускается выражать как удельный расход энергии, Дж/кВт·ч.

3.11 условная индикаторная мощность цилиндра , кВт: Разность между мощностью нетто (или брутто) и мощностью, развиваемой этим же двигателем при этой же частоте вращения, но при выключенном в одном из цилиндров зажигании или при прекращении подачи топлива в один из цилиндров.

3.12 коэффициент равномерности работы цилиндров: Отношение наименьшей условной индикаторной мощности одного из цилиндров к наибольшей условной индикаторной мощности одного из цилиндров данного двигателя.

3.13 условный механический КПД: Отношение мощности нетто (брутто) двигателя к его условной индикаторной мощности.

3.14 масса двигателя , кг: Масса двигателя с маховиком, картером маховика, водяным насосом, вентилятором, шкивами и ремнями и приводом вентилятора, масляным насосом и масляными фильтрами, карбюратором, топливным насосом, свечами зажигания, распределителем и катушкой зажигания (для двигателей с принудительным зажиганием) или с форсунками, насосом высокого давления, подкачивающей помпой, топливными фильтрами, свечами накала (для дизельных двигателей), впускным и выпускным трубопроводами, ступенчатым наддувом, воздухоочистителем и стартером (при условии, если вышеперечисленные агрегаты и детали установлены непосредственно на двигателе), но без сцепления, радиатора системы охлаждения, масляного радиатора (если он не встроен в двигатель), глушителя и его труб, автомобильного компрессора, насоса гидроусилителя руля, предпускового подогревателя, без охлаждающей жидкости и масла, без деталей крепления двигателя.

Примечание - При указании массы двигателя, комплектация которого отличается от указанной выше, должно быть отмечено отличие по номенклатуре составных частей.

3.15 номинальная частота вращения: Частота вращения коленчатого вала, установленная техническими условиями на двигатель для номинальной мощности.

3.16 отработавшие газы; ОГ: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и взвешенных частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему.

3.17 влажные ОГ: ОГ, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

3.18 коэффициент избытка воздуха: Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива.

3.19 метод разбавления полного потока: Процесс смешивания разбавляющего воздуха с полным потоком ОГ до отделения доли разбавленных ОГ для проведения анализа.

3.20 метод разбавления части потока: Процесс отделения от полного потока части потока ОГ, необходимой для анализа, с последующим его смешиванием с соответствующим количеством разбавляющего воздуха для проведения измерения массы и количества взвешенных частиц.

3.21 выбросы вредных веществ; ВВВ: Компоненты, входящие в состав ОГ и считающиеся загрязнителями атмосферы.