Решение для управления процессами
производственной безопасности

ГОСТ Р 59213-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Техника пожарная

АЭРОДРОМНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire equipment. Airfield fire trucks. General technical requirements. Test methods



ОКС 13.220.10

ОКПД2 29.10.59.140

Дата введения 2021-09-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2020 г. N 1174-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые аэродромные пожарные автомобили (далее - АА), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах, а также в районе аэропортов.

1.2 Настоящий стандарт устанавливает основные параметры, общие технические требования и методы испытаний АА, создаваемых на полноприводных автомобильных шасси или специальных шасси колесных транспортных средств.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.033 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 23170 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 33554 Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 33555 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ 33997 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

ГОСТ 34350-2017 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ ИСО 1940-1 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 50574 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

пожарный аэродромный автомобиль (АА): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

[ГОСТ Р 53247-2009, статья 2.22]

3.2 стартовый аэродромный пожарный автомобиль: Аэродромный пожарный автомобиль постоянно находящийся в районе взлетно-посадочной полосы аэродрома в дежурном режиме.

3.3 аэродромный пожарный автомобиль основного назначения: Аэродромный пожарный автомобиль, предназначенный для проведения пожарно-спасательных работ на стадии развившихся пожаров самолетов, вертолетов или сооружений в аэропортах или в районах аэропортов.

3.4

тип пожарного автомобиля: Разновидность классификации ПА, характеризуемая совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их подачи, а также видов аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара.

[ГОСТ 34350-2017, статья 3.3]

3.5 базовое шасси: Колесное шасси, полноприводное, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, с демонтированным или переоборудованным штатным кузовом, предназначенное для размещения на нем салона боевого расчета и пожарной надстройки.

3.6

салон: Внутреннее пространство ПА, предназначенное для размещения личного состава.

[ГОСТ 34350-2017, статья 3.6]

3.7

пожарная надстройка: Совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, отсеков кузова для размещения пожарно-технического вооружения.

[ГОСТ 34350-2017, статья 3.7]

3.8 личный состав пожарного расчета (боевой расчет): Структурное подразделение караула для несения службы согласно табелю пожарного расчета на пожарный автомобиль.

3.9

пожарно-техническое вооружение; ПТВ: Комплект, состоящий из пожарного оборудования, аварийно-спасательного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных ПА в соответствии с их назначением.

[ГОСТ 34350-2017, статья 3.8]

3.10

специальные агрегаты и их привод: Совокупность агрегатов, предназначенных для выполнения пожарным автомобилем основной задачи по тушению пожара и включающих в себя механизм отбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) или автономный источник энергии, специальные агрегаты (насосная установка, электрогенератор и т.п.) или устройства, а также средства передачи мощности от источника к специальным агрегатам (коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы и пр.).

[ГОСТ 34350-2017, статья 3.9]

3.11

снаряженная масса автомобиля: Масса пожарного автомобиля, полностью заправленного (топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой), укомплектованного инструментом и запасным колесом (если они предусмотрены в качестве комплектующего оборудования заводом-изготовителем), с водителем (масса 80 кг) и снаряжением 20 кг, но без остального личного состава, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

[ГОСТ 34350-2017, статья 3.14]

3.12

полная масса автомобиля: Сумма снаряженной массы автомобиля и масса перевозимого им личного состава, включая водителя, ОТВ, пожарно-техническое вооружение, заявленная предприятием - изготовителем ПА в нормативной документации.

[ГОСТ 34350-2017, статья 3.15]

3.13 главный параметр: Один из основных (базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и служащий для определения числовых значений других основных параметров.

     4 Классификация и основные параметры

4.1 Требования по классификации, типам и обозначению АА должны соответствовать ГОСТ Р 53247.

4.2 АА в зависимости от величины допустимой полной массы делятся на 3 класса:

- легкие - с полной массой от 2000 до 7500 кг включительно (L-класс);

- средние - с полной массой от 7500 до 14000 кг включительно (M-класс);

- тяжелые - с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

4.3 АА в зависимости от полной массы и их проходимости следует изготавливать на полноприводных автомобильных шасси или специальных шасси колесных транспортных средств с колесной формулой 4x4, 6x6, 8x8.

4.4 Основные параметры АА должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Основные параметры АА

Наименование параметра

Значение параметров

Колесная формула

4x4

6x6

8x8

Назначение АА

Стартовый

Основной

Стартовый

Основной

Стартовый

Основной

1 Вместимость цистерны для воды, м, не менее

3,0

4,0

6,0

8,0

10,0

12,0

2 Количество пенных баков

2

2

2

2

2

2

вместимость пенного бака, м, не менее

0,15

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

3 Время разгона от 0 до 80 км/ч, с, не более

25

25

40

40

40

40

4 Скорость максимальная, км/ч, не менее

105

105

100

100

100

100

5 Удельная мощность, кВт/т, не менее

15

15

11

11

9

9

6 Подача насоса, л/с, не менее

40

40

70

70

100

100

7 Расход лафетного ствола (по воде), л/с, не менее

40

40

60

60

100

100

8 Угол поперечной устойчивости, град, не менее

30

30

28

28

28

28

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».