Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59243-2020/ISO/TS 25108-2018



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Контроль неразрушающий

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ПЕРСОНАЛА НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

Non-destructive testing. NDT personnel training organizations



ОКС 03.100.30,

        19.100

Дата введения 2021-03-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Научно-учебный центр "Контроль и диагностика" ("НУЦ "Контроль и диагностика") на основе собственного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 371 "Неразрушающий контроль", подкомитетом ПК 7 "Квалификация персонала"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2020 г. N 1271-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 25108:2018* "Контроль неразрушающий. Образовательные организации, осуществляющие подготовку персонала неразрушающего контроля" (ISO/TS 25108:2018 "Non-destructive testing - NDT personnel training organizations", IDT).

__________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт идентичен международному документу (ISO/TS 25108:2018), который подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 135 "Неразрушающий контроль", подкомитетом SC 7 "Квалификация персонала".

     1 Область применения


В настоящем стандарте, разработанном с целью гармонизации и развития общих стандартов подготовки персонала неразрушающего контроля (НК) для нужд промышленности, содержатся требования и рекомендации для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке в области НК (далее - образовательная организация).

Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования для эффективно структурированной системы подготовки персонала НК, что должно обеспечить допуск персонала к квалификационным экзаменам, результатом чего станет возможность сертификации персонала третьей стороной в соответствии с общепризнанными стандартами.

Примечание - В документе ISO/TS 25107 содержатся требования и рекомендации, касающиеся учебных программ по НК, предназначенных для проведения подготовки.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO/TS 18173, Non-destructive testing - General terms and definitions (Неразрушающий контроль. Общие термины и определения)

ISO 9712, Non-destructive testing - Qualification and certification of NDT personnel (Неразрушающий контроль. Квалификация и сертификация персонала НК)

ISO/TS 25107, Non-destructive testing - NDT training syllabuses (Неразрушающий контроль. Учебные программы по НК)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте используются термины и определения, приводимые в стандартах ISO/TS 18173 и ИСО 9712, а также в следующих источниках:

Терминологические базы данных, которые ведут ИСО и МЭК, для использования в работе по стандартизации, расположенные по следующим адресам:

- он-лайн библиотека стандартов ИСО - http://www.iso.org/obp;

- электропедия МЭК - http://www.electropedia.org/

3.1 учебно-методический комплект курса (course note): Учебно-методические материалы, используемые в ходе классных занятий и предназначенные для достижения целей подготовки.

Примечание 1 - Разрабатываются и предоставляются образовательной организацией в бумажной или электронной форме (например, учебное издание или презентация по тематике курса, задания, лабораторные работы, контрольные работы и т.п.).

3.2 учебно-тематический план курса (course outline): Документ, который согласовывается организацией и обучающимися и предусматривает контроль со стороны высокопоставленных руководителей за направленностью подготовки.

3.3 образовательная программа (curriculum): Детальный план обучения, разрабатываемый образовательной организацией и подробно излагающий направленность образовательной деятельности, которым устанавливаются цели, теоретическое и практическое содержание, результаты обучения и приобретаемые практические компетенции, методология обучения, подготовки и приобретения знаний, процедуры оценки учебных мероприятий, преподаваемой теории и формируемых практических компетенций в ходе конкретного курса подготовки.

3.4 дистанционное образование (distance education): Любая форма обучения, при которой обучающиеся приобретают знания самостоятельно, находясь на удалении от места расположения образовательной организации, а преподаватель только дает консультации обучающемуся(щимся).

3.5 электронное обучение (e-learning): Метод обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий.

3.6 преподаватель (instructor): Лицо, проводящее обучение и подготовку.

3.7 сотрудники, обслуживающие учебный процесс (training staff): Персонал, выполняющий работу, от которой зависит качество подготовки в области НК.

Примечание 1 - К таким сотрудникам относится персонал, не являющийся преподавателями (3.6), а именно: работники секретариата, ассистенты преподавателя, лаборанты, инспекторы.

     4 Общие положения


Расширению возможностей образовательной организации и выполнению поставленных задач в значительной мере способствуют систематичность учебного процесса и его планирование.

В целях определения и реализации учебных мероприятий, способствующих устранению разрыва между требуемыми и реально существующими компетенциями, образовательным организациям необходимо тщательно проработать такие вопросы, как:

a) выявление потребностей в подготовке;

b) разработка и планирование учебных мероприятий;

c) организация учебного процесса;

d) оценка результатов подготовки.

Для получения четкого представления о целях и результатах подготовки, позволяющих определить, чего сможет добиться обучающийся в ходе процесса подготовки, и быть уверенным в том, что обучающийся приобретает базовые знания, необходимые ему для последующего получения требуемых знаний, должна разрабатываться образовательная программа.

Она может включать начальную подготовку в области математики, материаловедения и технологических процессов, а также техники безопасности.

В целях обеспечения условий для эффективного донесения знаний, при определении целей подготовки необходимо исходить из ожидаемых компетенций, содержание которых перерабатывается под требования учебного процесса. При этом рекомендуется учитывать следующее:

a) необходимость подготовки;

b) уровень обучающихся;

c) методика подготовки;

d) общее содержание учебного курса;

e) принципы составления планов занятий;

f) продолжительность;

g) требуемые ресурсы;

h) форма донесения знаний.

Рекомендуется также определить критерии, необходимые для оценки результатов подготовки и отслеживания хода учебного процесса.

     5 О системе управления образовательной организацией


В образовательной организации должно назначаться лицо, ответственное за общее руководство учебным центром и курсами.

Кроме того, рекомендуется назначить лицо, ответственное за систему менеджмента качества, охватывающую все аспекты предоставляемых образовательных услуг.

     6 Система менеджмента качества


Образовательная организация должна располагать соответствующей системой менеджмента качества, которая оформлена надлежащей документацией и гарантирует эффективное удовлетворение потребностей в области подготовки.

Пример - Документально оформленная система менеджмента качества, основанная на требованиях стандарта ИСО 9001, является примером способа удовлетворения таких потребностей.

Система должна регулироваться и периодически пересматриваться в соответствии с положениями нормативных документов (например, ИСО 9712, ISO/TS 25107) в отношении системы менеджмента качества.

Поскольку в основе компетенции любого сотрудника лежат соответствующие образование, подготовка, навыки и опыт, то образовательная организация должна:

- определить требуемый уровень компетентности сотрудников, обслуживающих учебный процесс (training staff), от работы которых зависит качество подготовки в области НК;

- организовать подготовку или предпринять иные шаги для достижения такого требуемого уровня; и

- оценить эффективность предпринимаемых шагов.

     7 Порядок приема на обучение


Образовательная организация обязана обеспечить необходимые условия и предоставить кандидатам информацию, касающуюся подготовки.

Например систему приема рекомендуется организовывать таким образом, что, после получения заявки на подготовку, кандидатам предоставляется однозначная информация/указания по следующим вопросам:

- требования по уровню предварительных знаний (то есть, математика, материаловедение и технологические процессы, радиационная безопасность);

- стоимость курса подготовки с разбивкой по статьям, входящим в эту сумму, и способ оплаты (не рекомендуется иметь никаких скрытых дополнительных платежей, а схему оплаты курса подготовки рекомендуется опубликовать);

- даты и сроки проведения курсов, а также четкая информация о расположении места проведения занятий;

- транспортная доступность (включая информацию о наличии парковки для автомобилей), условия проживания и питания;

- средства НК, которые должен иметь при себе обучающийся, и/либо подробная информация о средствах НК, предоставляемых образовательной организацией;

- средства индивидуальной защиты, если таковые необходимы, и подробные требования по технике безопасности на месте проведения подготовки, особенно в тех случаях, когда в ходе подготовки используются источники ионизирующего излучения или вещества, опасные для здоровья;

- учебники и учебные материалы, которые должны быть у обучающегося;

- имя и контактная информация представителя организации, у которого можно получить дополнительную информацию до начала или в ходе подготовки.

     8 Метод оценки обучающегося


Для обеспечения контроля за успеваемостью отдельного обучающегося должна применяться непрерывная система оценки, одним из результатов функционирования которой является проведение консультаций для тех обучающихся, которым не удается добиться требуемого уровня на любом из этапов курса подготовки.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs