Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59248-2020 Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и угольные брикеты. Методы отбора и подготовки проб для лабораторных испытаний

     6 Отбор проб

6.1 Отбор проб из потока

6.1.1 Из потока пробы отбирают при погрузке или разгрузке вагонов, судов, автомашин и других транспортных средств, а также при транспортировании топлива конвейерами непосредственно потребителям.

6.1.2 Отбор проб из потока проводят механизированным способом с применением имеющихся в наличии пробоотборников и приспособлений, отвечающих требованиям 5.2.

6.1.3 Точечные пробы отбирают через равные интервалы времени.

Интервал времени t, мин, через который следует отбирать точечные пробы, вычисляют по формуле

,                                                         (5)


где M - масса опробуемой партии топлива, т;

Q - производительность (мощность) опробуемого потока, т/ч;

n - количество точечных проб, которое необходимо отобрать в объединенную пробу.

6.1.4 При отборе проб из потока мощностью более 600 т/ч допускается деление его на части, при этом отбор точечных проб проводят поочередно из каждой части потока через постоянные интервалы времени. Общее число точечных проб, отобранных от всех частей потока, должно соответствовать требованиям 4.5.

6.1.5 При отборе проб с поверхности движущегося конвейера точечные пробы необходимо отбирать по всему сечению потока перпендикулярно или под углом к его оси так, чтобы отбирающее приспособление не создавало подпора движущемуся топливу.

6.1.6 Отбор проб топлива, транспортируемого ковшовым конвейером (элеватором), проводят из потока после выгрузки ковшей согласно 6.1.3 или отдельными ковшами. При этом топливо в одном ковше считается точечной пробой. Если масса точечной пробы больше минимальной, установленной в 4.6, допускается ее сокращение.

6.2 Отбор проб с поверхности остановленного ленточного конвейера

Отбор проб с поверхности остановленного ленточного конвейера проводят, главным образом, для проверки всех способов отбора проб. Точечные пробы отбирают с помощью приспособления (рамы), погружаемого в массу топлива до транспортирующей поверхности, перпендикулярно к направлению движения потока. В точечную пробу включают все топливо, попавшее внутрь приспособления, и отдельные крупные куски, попавшие под правую сторону приспособления (по направлению движения потока). Рама должна представлять собой две параллельные, вертикально расположенные стенки, отстоящие одна от другой на расстояние не менее двух размеров максимального куска и жестко соединенные между собой. Раму следует устанавливать в строго определенном месте конвейера, максимально удаленном от мест перепадов. Рекомендуется использовать конструкции рамы в соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 ГОСТ Р ИСО 18283-2010.

6.3 Отбор проб из железнодорожных вагонов, вагонеток, автомашин

6.3.1 От топлива, погруженного в железнодорожные вагоны, вагонетки, автомашины, пробы отбирают в тех случаях, когда невозможно осуществить отбор проб из потока.

6.3.2 Отбор точечных проб проводят в определенных точках, равномерно распределенных по поверхности топлива в вагоне, вагонетке, автомашине. Отбор точечных проб вручную проводят со дна лунок, выкопанных на глубину не менее 0,4 м от поверхности погруженного топлива, а для брикетов - не менее 0,2 м.

При крупности топлива не более 25 мм отбор точечных проб допускается проводить зондированием в соответствии с указаниями ГОСТ Р ИСО 18283.

Топливо берут без выбора, включая в точечную пробу уголь, сростки, породу. Расположение мест отбора точечных проб из вагона должно соответствовать схеме, приведенной на рисунке 1, из автомашин и вагонеток - схеме на рисунке 2.

Расчет количества точечных проб от партий топлива, представленных транспортными единицами различной грузоподъемности, приведен в приложении Б.