Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34703-2020 Оборудование тормозное железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

     2 Термины и определения


Тормозные расчеты

1 отпускная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала снижения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при отпуске тормозов.

2 тормозная волна: В системе автоматического пневматического тормоза процесс распространения по поезду начала повышения давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах единиц ПС при торможении.

3 время подготовки тормозов к действию: Условное время, в течение которого единица ПС или поезд проходит подготовительный путь при постоянной скорости начала торможения без приведения в действие тормозов.

4 время торможения: Время с момента начала торможения единицы ПС или поезда до момента прекращения торможения или до полной остановки единицы ПС или поезда.

5 тормозная единица: Единица ПС, оборудованная действующим автоматическим пневматическим тормозом.

6 среднее замедление при торможении: Замедление ПС за время снижения скорости при торможении на площадке от начального до некоторого конечного значения скорости, определяемое как отношение разности квадратов начального и конечного значений скоростей к удвоенному пройденному пути.

7 расчетный коэффициент силы нажатия тормозных колодок [накладок] (расчетный тормозной коэффициент): Обобщенный показатель, характеризующий обеспеченность ПС тормозами, численно равный отношению суммы расчетных сил нажатий колодок [накладок], приведенных к радиусу катания колес, на колесные пары (оси) ПС или поезда к силе тяжести (весу) единицы ПС или поезда, состоящего из нескольких единиц ПС.

8 действительный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Отношение тормозной силы к действительной силе нажатия на колодку [накладку], приведенной к радиусу катания колес, которое зависит от скорости движения, силы нажатия на колодку [накладку] и материала колодки [накладки].

9 расчетный коэффициент трения тормозной колодки [накладки]: Коэффициент трения тормозной колодки [накладки] при определенной силе нажатия на колодку [накладку], зависящий только от скорости и вычисляемый по эмпирическим формулам с учетом материала колодки [накладки].

10 путь подготовки тормозов к действию: Условная часть расчетного тормозного пути, которую проходит поезд, или единица ПС за время подготовки тормозов к действию.

11

тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки.

[ГОСТ 34056-2017, пункт 3.2.68]

12 автостопный тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом или самоходным ПС от момента срабатывания автостопа до остановки.

13 действительный тормозной путь: Условная часть расчетного тормозного пути поезда или единицы ПС при постоянной максимальной тормозной силе или расчетный тормозной путь за вычетом пути подготовки.

14 расчетный тормозной путь: Тормозной путь, величина которого получена расчетом для заданных условий.

15 действительная сила нажатия колодки [накладки]: Величина силы нажатия одной тормозной колодки [накладки] на поверхность катания колеса (трения тормозного диска).

16 расчетная сила нажатия колодки [накладки]: Сила нажатия колодки [накладки], приведенная к радиусу катания колес, определяемая по эмпирическим формулам, исходя из условия равенства действительной и расчетной тормозных сил, т.е. произведений действительной силы нажатия на действительный коэффициент трения и расчетной силы нажатия на расчетный коэффициент трения.

17 действительная сила нажатия на ось: Сумма действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски), приведенных к радиусу катания колес, одной оси (колесной пары).

18 расчетная сила нажатия на ось: Сумма расчетных сил нажатий тормозных колодок на колеса (накладок на тормозные диски, приведенных к радиусу катания колес) одной оси (колесной пары).

19 тормозная сила: Составляющая равнодействующей внешних сил сопротивления движению ПС, искусственно вызываемых специальными устройствами - тормозами - в направлении, противоположном движению, с целью поддержания или снижения скорости или для остановки ПС.

Примечание - Тормозная сила также обеспечивает удержание ПС на стоянке от самопроизвольного движения.

20 удельная тормозная сила: Тормозная сила ПС, отнесенная к вертикальной нагрузке ПС на рельсы.

21 скорость тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда от места выпуска воздуха из нее при торможении до конца тормозной магистрали ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до появления давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.

22 скорость эффективной тормозной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) поезда между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени от начала снижения давления в тормозной магистрали до достижения давления 0,04 МПа в тормозном цилиндре (в исполнительном органе тормоза) последней единицы ПС.

23 скорость отпускной волны: Отношение длины тормозной магистрали (без отводов) между головной и хвостовой единицей ПС в составе поезда ко времени, исчисляемому с момента установки органа управления устройством управления давлением в тормозной магистрали в отпускное положение до момента начала падения давления в тормозном цилиндре (исполнительном органе тормоза) последнего ПС.