ГОСТ Р 59284-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДА БЕЗЭКИПАЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА
Общие требования
Unmanned vessels of technical fleet. General requirements
ОКС 03.220.40
Дата введения 2021-04-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Росречинфоком" (ООО "Росречинфоком")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2020 г. N 1429-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на безэкипажные суда технического флота внутренних водных путей и устанавливает основные требования к безэкипажным судам, судовым системам и элементам при их разработке, производстве, сертификации и эксплуатации.
Настоящий стандарт предназначен для согласования и единообразного подхода ко всем процедурам, касающимся гражданских безэкипажных систем и судов технического флота внутренних водных путей.
Настоящий стандарт не распространяется на малые неводоизмещающие безэкипажные суда (модели судов).
Требования настоящего стандарта распространяются на автономные и дистанционно управляемые безэкипажные суда.
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 автоматическая идентификационная система: Автоматическая система, предназначенная для обмена данными между судами и судами с береговыми центрами.
2.1.2 автоматизированная постановка на якорь: Постановка безэкипажного судна на якорь, выполняемая внешним оператором дистанционно.
2.1.3 автоматизированная швартовка: Швартовка безэкипажного судна, выполняемая внешним оператором дистанционно.
2.1.4 автоматическая постановка на якорь: Постановка безэкипажного судна на якорь, выполняемая в автономном режиме без участия внешнего оператора.
2.1.5 автоматическая швартовка: Швартовка безэкипажного судна, выполняемая в автономном режиме без участия внешнего оператора.
2.1.6 автономное безэкипажное судно: Безэкипажное судно, выполняющее автономное плавание по заданному предварительно маршруту и управляемое автономной бортовой программой.
2.1.7 безэкипажное судно: Судно, управляемое внешним оператором, или автономной бортовой программой.
2.1.8 внешний капитан безэкипажного судна: Член внешнего экипажа, осуществляющий руководство движением безэкипажного судна и несущий ответственность в отношении безопасности его плавания.
2.1.9 внешний лоцман: Член внешнего экипажа, допущенный к осуществлению дистанционных лоцманских функций.
2.1.10 внешний оператор: Член внешнего экипажа дистанционно управляемого безэкипажного судна, управляющий его движением и несущий ответственность за безопасное перемещение судна по маршруту его плавания.
2.1.11 внешний экипаж: Экипаж дистанционно управляемого безэкипажного судна, управляющий его движением и несущий ответственность за безопасное перемещение судна по маршруту его плавания.
2.1.12 грузовое судно: Судно, предназначенное для перевозки грузов.
Примечание - Например, сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.
2.1.13 дистанционно управляемое судно: Безэкипажное судно, движением которого управляет оператор берегового центра управления безэкипажными судами.
2.1.14 класс судна: Совокупность условных символов, присваиваемая судну при его классификации, характеризующая конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации.
2.1.15 линия радиорелейной связи: Линия наземной радиосвязи, основанная на ретрансляции радиосигналов на дециметровых и более коротких радиоволнах.
2.1.16 навигационная информационная система: Бортовая система безэкипажного судна, предназначенная для хранения, поиска и обработки навигационной информации.
2.1.17 опасные грузы: Вещества, материалы и содержащие их изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
2.1.18 перегрузочные работы: Комплекс работ, связанных с перемещением грузов из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад, внутрискладское перемещение грузов.
2.1.19 постановка на якорь в режиме ручного управления: Постановка на якорь, выполняемая экипажем на борту судна.
2.1.20 швартовка в режиме ручного управления: Швартовка безэкипажного судна, выполняемая экипажем на борту судна.
2.1.21 судно технического флота: Судно для технического обслуживания судов и водных путей, для портового хозяйства, подводной добычи ископаемых и др.
Примечание - Например, черпаковые дноуглубительные снаряды, землесосы, скалодробильные, дноочистительные и русловыправительные суда, драги, грунтоотвозные суда, мотозавозни, обстановочные и разъездные суда для обслуживания судоходной обстановки, суда для экологического контроля и исследования.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АИС - автоматическая идентификационная система;
БЭС - безэкипажное судно;
ЕВВП - европейские внутренние водные пути;