Не вступил в силу
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ГОСТ Р 59289-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система на транспорте

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Единый расширяемый набор протоколов обмена данными технических средств контроля с информационными системами

Global navigation system in transport. Technical means of controlling in transport. A single extensible set of protocols of data exchange of technical means of controlling with information systems



ОКС 35.240.60

Дата введения 2021-06-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "ЗащитаИнфоТранс" Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП "ЗащитаИнфоТранс")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2020 г. N 1442-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на технические средства контроля местоположения, скорости, технического состояния колесных транспортных средств (далее - транспортные средства) и их грузов, времени управления и отдыха водителей транспортных средств, режимов труда и отдыха водителей транспортных средств, функционирующие с использованием технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными навигационными спутниковыми системами, устанавливаемые на транспортные средства и предназначенные для применения в составе интеллектуальных транспортных систем, навигационно-информационных систем, систем управления на транспорте, в том числе автоматизированных и роботизированных, Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС", системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, автоматизированной информационной системы "Тахографический контроль", систем мониторинга состояния грузов и в других системах транспортной телематики (далее - бортовое навигационно-связное оборудование).

Настоящий стандарт устанавливает требования к протоколам обмена данными БНСО с Государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС", системой взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, автоматизированной информационной системой "Тахографический контроль", системами мониторинга состояния грузов, и другими информационными системами органов государственной власти и организаций транспортной телематики различного назначения.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33464 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

ГОСТ 33465-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протокол обмена данными устройства/системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях

ГОСТ 33472-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N. Общие технические требования

ГОСТ Р 34.10 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи

ГОСТ Р 34.11 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования

ГОСТ Р 34.12 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Блочные шифры

ГОСТ Р 34.13 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Режимы работы блочных шифров

ГОСТ Р 52928 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 53632 Показатели качества услуг доступа в Интернет. Общие требования

ГОСТ Р 55524 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы навигационно-информационные. Термины и определения

ГОСТ Р 56096 Система передачи космических данных и информации. Пакетная телеметрия

ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1 Информационная технология (ИТ). Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель

ГОСТ Р ИСО/МЭК 19762-1 Информационные технологии (ИТ). Технологии автоматической идентификации и сбора данных (АИСД). Гармонизированный словарь. Часть 1. Общие термины в области АИСД

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52928-2010, ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1-99, ГОСТ 33464-2015, ГОСТ Р 55524-2013, ГОСТ Р ИСО/МЭК 19762-1-2011, ГОСТ Р 53632-2009, ГОСТ Р 56096-2014, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 авторизация: Процесс определения достоверности полномочий предъявителя на доступ к ресурсу или использованию услуг.

3.1.2 аппаратно-программные комплексы: Набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач.

3.1.3 аутентификация: Действия по проверке заявленной подлинности объекта.

3.1.4 байт: Строка, состоящая из нескольких битов, обрабатываемая как единое целое и обычно представляющая знак или часть знака.

3.1.5 блок СКЗИ тахографа: Составная часть тахографа, являющаяся программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством, которая содержит средства шифрования, средства электронной подписи, обеспечивающие создание электронной подписи владельца этого компонента тахографа, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи владельца этого компонента тахографа и криптографические ключи для криптографического преобразования информации, обеспечивающая с использованием сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами формирование тахографической информации, в том числе по результатам измерений, а также его взаимную аутентификацию с иными защищенными компонентами тахографа, запись с заданной периодичностью и хранение тахографической информации, передачу этой информации, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, иным компонентам тахографа, в том числе в зашифрованном виде.

3.1.6 бортовое навигационно-связное оборудование; БНСО: аппаратно-программное техническое устройство, устанавливаемое на контролируемое транспортное средство для определения координатно-временных параметров, параметров движения транспортного средства с использованием технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальным навигационными спутниковыми системами, приема и регистрации (хранения) в некорректируемом виде данных от бортового оборудования (датчиков) и передачи информации во внешние системы по сетям беспроводной связи.

Примечание - В понятие БНСО входят следующие технические устройства и системы:

- аппаратура спутниковой навигации, устанавливаемая на транспортные средства в соответствии с [1];

- тахографы, устанавливаемые на транспортные средства в соответствии с [2];

- бортовые устройства взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, устанавливаемые на транспортные средства в соответствии с [3].

3.1.7 бит: Разряд, принимающий цифровое значение 0 или 1 в двоичной системе счисления.

3.1.8 ГЛОНАСС: Глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации.

3.1.9 государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.

3.1.10 дискретный выход: Выход, на который контроллер может подать логический ноль либо логическую единицу.

3.1.11 длина пакета: Размер пакета в байтах, включая заголовок и поле данных пакета. Минимальное значение (включая заголовок) должно составлять 7 байт, максимальное - 65549 байт.

3.1.12 интерфейс: Совместно используемая граница между двумя функциональными единицами, определяемая различными функциональными характеристиками, параметрами физического соединения, параметрами взаимосвязи при обмене сигналами, а также другими характеристиками в зависимости от задаваемых требований.

3.1.13 код: Совокупность правил, с помощью которых устанавливается соответствие элементов одного набора элементам другого набора.

3.1.14 контрольная сумма: Некоторое значение, рассчитанное по набору данных путем применения определенного алгоритма и используемое для проверки целостности данных при их передаче или хранении.

3.1.15 криптографическая защита информации: Защита информации с помощью ее криптографического преобразования.

3.1.16 одометр: Счетчик - прибор для измерения количества оборотов колеса. При помощи него может быть измерен пройденный транспортным средством путь.

3.1.17 ошибка: Недопустимое состояние, которое испытывает система.

3.1.18 СВП "Платон": Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т.

3.1.19 тахографическая информация: Информация ограниченного доступа, в том числе подписанная квалифицированной электронной подписью, содержащая сведения о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности, текущем местоположении, направлении, скорости и маршруте движения транспортных средств, формируемая тахографами с использованием сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, о тахографах, защищенных компонентах тахографов и транспортных средствах, оснащенных тахографом, о водителях транспортных средств, а также иные технические сведения, формируемые при оснащении транспортных средств тахографами и их эксплуатации.

3.1.20 транспортные средства: Колесные транспортные средства категорий M и N, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

3.1.21 протокол передач данных: Набор соглашений интерфейса логического уровня, которые определяют обмен данными между различными программами и задают единообразный способ передачи сообщений и обработки ошибок при взаимодействии программного обеспечения разнесенной в пространстве аппаратуры, соединенной тем или иным интерфейсом.

3.1.22 протокол IP: Основной протокол межсетевого взаимодействия, используемый в сети Интернет, работающий в паре с протоколом управления передачей (TCP), образуя стек протоколов TCP/IP.

3.1.23 системы транспортной телематики: Информационные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку, передачу и представление потребителям данных о местоположении и состоянии транспортных средств, а также информации, получаемой на основе этих данных, в целях эффективного и безопасного использования транспортных средств различного назначения и принадлежности.

3.1.24 символ: Графическое представление понятия, имеющее смысл в конкретном контексте.

3.1.25 тахограф: Техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию и хранение информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности, формируемые с использованием сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, а также обеспечивающими передачу этой информации в зашифрованном и некорректируемом виде с заданной периодичностью с использованием государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированную информационную систему "Тахографический контроль".

3.1.26 телематическая платформа: Комплекс аппаратно-программных средств, предназначенный для сбора, обработки, хранения и маршрутизации мониторинговой информации от БНСО в диспетчерские пункты и центры, а также обмена технологической информацией между диспетчерскими центрами (пунктами) и БНСО.

3.1.27 телематическое сообщение: Одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и БНСО.

3.1.28 технические средства контроля на транспорте: Комплекс аппаратно-программных средств, предназначенных для контроля установленных критичных значений пространственно-временных характеристик колесных транспортных средств, параметров технического состояния транспортного средства и перевозимых им грузов в целях обеспечения безопасности применения транспортных средств.

Примечания

1 Технические средства контроля на транспорте по конструктивным особенностям, связанным со степенью их мобильности, подразделяются на следующие группы: стационарные, передвижные, бортовые, носимые.

2 Бортовое навигационно-связное оборудование относится к группе бортовых технических средств контроля.

3.1.29 циклический избыточный код (Cyclic redundancy check, CRC): Алгоритм нахождения контрольной суммы, предназначенный для проверки целостности данных.

Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».