Действующий

ГОСТ Р 22.9.34-2020 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мототранспортные аварийно-спасательные средства. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

     9 Требования к эргономике, обитаемости и технической эстетике

9.1 Основные параметры кабины (отделения) для управления СМ АСР на базе мотовездеходов и снегоболотоходов должны обеспечивать размещение механика-водителя и расчета на рабочих местах, удобство входа и выхода личного состава. Взаимное расположение элементов рабочего места (сиденья и органов управления) должно обеспечивать оптимальную деятельность механика-водителя по управлению СМ АСР в условиях, приведенных в 8.1.

Конкретные значения параметров кабины (отделения управления) и элементов рабочего места механика-водителя должны быть заданы в техническом задании на разработку конкретного типа СМ АСР и соответствовать требованиям ГОСТ 34065 и ГОСТ Р 52008.

9.2 Усилия, прикладываемые механиком-водителем к органам управления, должны соответствовать:

- к рычагам управления - требованиям ГОСТ 21753 (допускается задавать усилие на рычагах стояночного тормоза в техническом задании на разработку конкретного типа СМ АСР);

- к штурвалу - требованиям ГОСТ 21752;

- к педалям управления - требованиям, приведенным в таблице 2.

Размеры и формы органов управления СМ АСР должны соответствовать требованиям ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

Таблица 2

Наименование педали

Допустимое значение усилий, Н

минимальное

максимальное

Подача топлива

15

90

Тормоза

45

600

Главный фрикцион (сцепление)

45

250

9.3 Предельно допустимые значения показателей микроклимата на рабочем месте в кабине (обитаемом отделении) СМ АСР устанавливают по ГОСТ 30593 для соответствующих групп объектов.

Необходимость оборудования СМ АСР кондиционером задают в техническом задании.

Для условий эксплуатации при максимальной температуре при отсутствии на СМ АСР кондиционера параметры микроклимата задают в техническом задании.

9.4 Лакокрасочные покрытия СМ АСР должны иметь следующие цвета:

- белый - на наружных поверхностях СМ АСР и внутренних поверхностях откидных люков и дверей согласно ГОСТ Р 50574. Необходимость, вид и цвета формирующей окраски устанавливают в техническом задании на СМ АСР конкретного типа на этапе эскизного проектирования;

- белый - на внутренних поверхностях крыши и бортов корпуса, отделения управления, размещения расчета и необитаемого отсека (допускается по согласованию с заказчиком окрашивать эти поверхности в другие цвета покрытиями, не поддерживающими горение):

- черный - на баллонах со сжатым воздухом;

- белый - в точках, обозначающих места смазки.

Трубопроводы должны быть окрашены в следующие цвета:

- коричневый - система смазки;

- желтый - система питания топливом;

- зеленый - система охлаждения;

- красный - система противопожарного оборудования;

- голубой - пневматическая система;

- серый - гидравлическая система.

9.5 Производство любых работ при создании или модернизации аварийно-спасательных средств на базе двухколесных мотоциклов, мототранспортных внедорожных четырехколесных средств, снегоходов и снегоболотоходов и прицепов к ним не должно приводить к ухудшению заявленных показателей базовой техники в части безопасности и комфортности ее использования, экологии и эргономики рабочих мест водителя и пассажиров и должны соответствовать ГОСТ 33555, ГОСТ 33554, ГОСТ 33988, ГОСТ 26336, ГОСТ 20.39.108.