Методы расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита
C.1 Общая часть
В данном приложении приведены дополнительные руководящие указания по выведению формулы для расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита. В C.2 приведен пример классификации факторов, которые могут быть использованы в качестве основы для расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита, а в С.3 - пример расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита.
С.2 Классификация факторов для расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита
В таблице С.1 приведены примеры классификации основных факторов для расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита, перечисленных в B.3.4, перечисления a)-h). Данная классификация может использоваться органами по сертификации для выработки схемы расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита согласно условиям 9.1.4.1.
Таблица С.1 - Классификация факторов для расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита
Влияние | |||
Сокращение | Нормальный режим | Увеличение | |
Факторы (см. В.3.4) | |||
a) Сложность структуры СМИБ: | Незначительная секретная и конфиденциальная информация, низкие требования по доступности. Мало критичных объектов. Один ключевой бизнес-процесс с малым количеством связей и несколькими участвующими структурными единицами | Высокие требования по доступности или некоторая секретная или конфиденциальная информация. Несколько критичных активов. | Большое количество секретной или конфиденциальной информации (медицинская, персональные данные, страховки, банковские данные) или высокие требования по доступности. |
b) Виды деловой активности, осуществляемой в рамках СМИБ | Низкий риск бизнеса без нормативных требований | Высокие нормативные требования | Рискованный бизнес с незначительным количеством нормативных требований |
c) Ранее продемонстрированная результативность СМИБ | Недавно сертифицирован. Не сертифицирован, но СМИБ реализована посредством нескольких циклов аудита и доработки, включая документированные внутренние аудиты, анализы со стороны руководства и действующую систему постоянного улучшения | Недавний инспекционный контроль. | Не сертифицирован, аудиты не проводились. СМИБ новая и не полностью внедрена (например, отсутствуют контрольные механизмы системы менеджмента, "сырые" процессы улучшения, ситуативное исполнение процессов) |
d) Степень разнообразия технологий при реализации различных компонентов СМИБ (например, количество различных ИТ-платформ, количество раздельных сетей) | Высокостандар- | Стандартизированные, но разнообразные ИТ-платформы, серверы, операционные системы, базы данных, сети | Разнообразие или сложность ИТ (например, множество сетевых сегментов, типов серверов или баз данных, несколько основных приложений) |
e) Степень привлечения сторонних услуг и персонала, а также договоров по аутсорсингу со сторонними организациями в рамках области действия СМИБ | Без аутсорсинга и с малой зависимостью от поставщиков. Четко определенные, управляемые и контролируемые договоренности по аутсорсингу. Аутсорсер имеет сертифицированную СМИБ. Доступны соответствующие отчеты | Несколько частично регулируемых договоренностей по аутсорсингу | Большая зависимость от аутсорсинга или поставщиков, существенно влияющих на бизнес. Неизвестный объем аутсорсинга. |
f) Степень развития информационной системы | Внутренние доработки системы отсутствуют. Использование стандартных приложений и платформ | Использование стандартных платформ с комплексной конфигурацией и параметрированием. (Узко) специальное ПО. Некоторая деятельность по доработкам ПО (самостоятельно или по аутсорсингу) | Обширная внутренняя деятельность по разработке программного обеспечения по нескольким текущим проектам для важных бизнес-целей |
g) Количество объектов и количество узлов аварийного восстановления (DR) | Низкие требования по доступности, сайт отсутствует или существует один альтернативный сайт DR (аварийного восстановления) | Требования по средней или высокой доступности, сайт отсутствует или существует альтернативный сайт DR (аварийного восстановления) | Требования по высокой доступности, например услуги в режиме 24/7. Несколько альтернативных сайтов DR (аварийного восстановления). Несколько центров данных |
h) Для инспекционного или ресертификационного аудита: объем и степень изменений СМИБ в соответствии с ИСО/МЭК 17021-1, пункт 8.5.3 | Нет изменений после последнего аудита по повторной сертификации | Незначительные изменения в области СМИБ или ведомости применимости мер обеспечения информационной безопасности, например в некоторых политиках, документах и др. | Существенные изменения в области СМИБ или ведомости применимости мер обеспечения информационной безопасности, например новые технологии, новые структурные единицы, направления, методологии оценки менеджмента рисков, политики, документация, методы снижение рисков. Значительные изменения в названных выше факторах |
С.3 Пример расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита
Следующий пример иллюстрирует, как орган по сертификации может использовать факторы, указанные в B.3, для расчета общей продолжительности/трудоемкости аудита. Расчет общей продолжительности/трудоемкости аудита в приведенном ниже примере действует следующим образом.
Шаг 1. Определение факторов, связанных с бизнесом и организацией (кроме ИТ): определить подходящую степень для каждой из категорий, приведенных в таблице C.2, и суммировать результаты.
Шаг 2. Определение факторов, связанных со средой ИТ: определить подходящую степень для каждой из категорий, приведенных в таблице C.3, и суммировать результаты.
Шаг 3. На основании шагов 1 и 2 определить влияние факторов на общую продолжительность/трудоемкость аудита, выбрав соответствующую строку в таблице С.4.
Шаг 4. Итоговый подсчет: количество дней, определенное путем использования таблицы общей продолжительности/трудоемкости аудита (таблица B.1), умножают на коэффициент, получаемый в результате выполнения шага 3. При использовании выборочной многообъектной проверки рассчитанное количество дней увеличивают на время, необходимое для выполнения плана выборочных многообъектных проверок.
В результате получают итоговое количество дней аудита.
Таблица C.2 - Факторы, связанные с бизнесом и организацией (кроме ИТ)
Категория | Степень |
Типы бизнес- и нормативных требований | 1 Организация работает в некритичных секторах бизнеса и в секторах без нормативного регулирования. |
Процесс и задачи | 1 Стандартные процессы со стандартными и повторяющимися задачами; большое количество людей выполняют работу под контролем организации, решая одни и те же задачи; небольшое количество видов продукции или услуг. |
Уровень реализации СМ | 1 СМИБ уже внедрена и функционирует, и (или) действуют другие системы менеджмента. |
Критичные сектора бизнеса - это те сектора, которые могут повлиять на услуги общественного или государственного характера и вызвать риск здоровья людей, безопасности, экономики, имиджа государства и способности правительства продолжать функционировать, что в свою очередь может оказать значительное неблагоприятное воздействие на государство. |
Таблица C.3 - Факторы, связанные с ИТ-средой
Категория | Степень |
Сложность структуры ИТ | 1 Несколько высокостандартизированных ИТ-платформ, серверов, операционных систем, баз данных, сетей и др. |
Зависимость от аутсорсинга и поставщиков, включая облачные сервисы | 1 Незначительное или полное отсутствие зависимости от аутсорсинга и поставщиков. |
Разработка информационных систем | 1 Отсутствие или очень ограниченный объем внутренних разработок систем и ПО. |
Таблица C.4 - Влияние факторов на общую продолжительность/трудоемкость аудита
Сложность системы ИТ | ||||
Низкая (от 3 до 4) | Средняя (от 5 до 6) | Высокая (от 7 до 9) | ||
Сложность структуры бизнеса | Высокая | От +5% | От +10% | От +20% |
Средняя | От -5% | 0% | От +10% | |
Низкая | От -10% | От -5% | От +5% |