Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59022-2020 Нефтяная и газовая промышленность. Грузовые операции и бункеровка сжиженным природным газом. Оборудование причалов

     5 Общие положения

5.1 Настоящий стандарт устанавливает меры, обеспечивающие защиту:

- жизни и здоровья людей при нормальной эксплуатации бункеровочных комплексов, располагающихся на бункерных причалах;

- жизни и здоровья людей при аварийном состоянии оборудования бункеровочных комплексов, располагающихся на бункерных причалах;

- водной и воздушной среды;

- законных имущественных и экономических интересов физических и юридических лиц при нормальной эксплуатации бункеровочных комплексов, располагающихся на бункерных причалах;

- законных имущественных и экономических интересов физических и юридических лиц при аварийном состоянии оборудования бункеровочных комплексов, располагающихся на бункерных причалах.

5.2 Видами опасности, присущими работам с СПГ, являются:

- аварийная утечка и/или разлив СПГ вследствие несоблюдения предписанных процедур эксплуатации или отказа оборудования;

- возможность получения персоналом криогенных ожогов (обморожений);

- возможность хрупкого разрушения конструкций, подверженных воздействию криогенных температур;

- пожар и взрыв при концентрации СПГ в газообразном виде от 4,4% до 17,0% по объему с излучением тепла, превышающим при горении соответствующий показатель для жидкого топлива (от 200 до 300 кВт/м) с температурой горения около 1875°С;

- взрыв емкостей СПГ при пожаре вследствие интенсивного выделения паров кипящей жидкостью (данный сценарий ЧС известен под термином BLEVE, boiling liquid expanding vapour explosion);

- скоротечный фазовый переход от жидкой фазы к парообразному состоянию при контакте СПГ с нагретыми средами, который может сопровождаться образованием ударной волны;

- расслоение (стратификация) хранимого в криогенной емкости СПГ и спонтанное перемешивание слоев (переворот) с выделением паров в опасном количестве;

- загрязнение частей бункеровочного комплекса влагой или твердыми частицами, способное приводить к образованию льда и как результат к закупориванию арматуры и фильтров, к изоляции датчиков и т.п.;

- захват СПГ в участках трубопроводов между перекрытой арматурой, способный привести к опасному росту давления вследствие теплового расширения с последующим разрушением труб и/или арматуры;

- замещение кислорода в воздухе вследствие быстрого испарения СПГ, создающее угрозу удушья для людей, в особенности в замкнутых объемах.

Примечание - Метан, будучи основным компонентом СПГ, является исключительно активным парниковым газом, действие которого на атмосферу в 25 раз превышает соответствующий эффект, создаваемый углекислым газом. По этой причине должны быть предусмотрены все имеющиеся в распоряжении меры для предотвращения любой возможности выброса СПГ в атмосферу.

5.3 Осуществление всех видов деятельности, связанных с грузовыми операциями СПГ и бункеровкой судов СПГ, допускается только юридическими и физическими лицами, в том числе предприятиями, организациями и компаниями, обладающими опытом производства подобных работ, при наличии необходимых лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.4 Основным документом, подтверждающим фактическое техническое состояние причала, предназначенного для размещения на нем оборудования погрузки СПГ на суда-бункеровщики и бункеровки, уровень безопасности, допускаемый режим эксплуатации и возможные ограничения, а также содержащим технические решения и/или рекомендации по ремонту и/или реконструкции (при необходимости), является паспорт (технический паспорт) бункерного причала. Указанный паспорт оформляют по результатам обследования, осуществленного аккредитованной установленным порядком специализированной организацией, имеющей необходимую лицензию, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящем стандарте предусматривается допущение о том, что бункерные причалы отвечают соответствующим применимым к ним требованиям и имеют действующий технический паспорт.

5.5 В настоящем стандарте принято также допущение о том, что:

- суда-бункеровщики отвечают как минимум требованиям Кодекса МКГ [1] либо требованиям действующих Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства (РC) или Правил классификации и постройки судов Российского речного регистра (РРР), по принадлежности;

- бункеруемые (газотопливные) суда отвечают как минимум требованиям Кодекса МГТ [2] и/или действующих Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства (РC) или Правил классификации и постройки судов Российского речного регистра (РРР), по принадлежности.